Статья «Итоги деятельности Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан за 3 квартал 2021 года»
Целью деятельности Ревизионной комиссии, как уполномоченного органа внешнего государственного аудита и финансового контроля, является повышение эффективности управления и использования средств местного бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, которая осуществляется на основе Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, размещаемого на сайте www.rkastana.gov.kz.
Так, за 9 месяцев 2021 года проведены заседания по 13 аудиторским мероприятиям, которыми охвачены 55 объектов, из них в государственных органах и учреждениях – 26; в объектах квазигосударственного сектора – 29. Общая сумма охваченных аудитом средств составила 182 083,7 млн. тенге.
По итогам аудиторских мероприятий выявлены нарушения на общую сумму 1 148 688,4 млн.тенге, в том числе:
1) финансовые нарушения - 1 092 168,1 млн.тенге, которые подлежат возмещению в бюджет и/или восстановлению приведением документов в соответствие и/или выполнением работ;
2) нарушения неэффективноcти использованных бюджетных средств – 9 575,2 млн.тенге;
3) нарушения неэффективного планирования – 46 945,1 млн.тенге.
Кроме того, в деятельности объектов аудита выявлены 1 208 нарушений выполнения порядка процедур и 451 системных недостатков.
Из финансовых нарушений на сегодняшний день возмещены 2 741,5 млн. тенге (71,1%) из подлежащих к возмещению 3 825,0 млн.тенге, восстановлены 1 084 113,6 млн.тенге (99,5%) из 1 089 718,8 млн.тенге.
В целом проведенные за отчетный период аудиторские мероприятия показали наличие недостатков при планировании бюджета, не соблюдение принципов обоснованности и эффективности использования бюджетных средств не только в государственных учреждениях, но и на объектах квазигосударственного сектора. К примеру, в ГКП на ПХВ «Астана су арнасы» акимата города Нур-Султан» допущены избыточные расходы по нормам административных расходов, тем самым неэффективно использовав средства предприятия (при предоставлении услуг естественной монополии на
16,2 млн.тенге; использовании легкового автомобиля с объемом двигателя 4 000 куб.см при норме 3 000 куб.см; сверхлимитные расходы по списанию бензина; по фонду оплаты труда на 783,1 млн.тенге).
Аналогичные факты неэффективного использования активов квазигосударственного сектора отмечается в АО «Астана-Региональная Электросетевая компания» на 1 151,6 млн.тенге (избыточные расходы на покрытие сверхплановых нормативных технических потерь на 687,1 млн. тенге; превышение фактических расходов по фонду оплаты труда на 407,5 млн. тенге; излишние командировочные расходы на 1,5 млн.тенге; необеспеченное возмещение ранее установленной недостачи на 8,4 млн. тенге).
Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан продолжает отмечать нарушения объектами аудита в сфере государственных закупок, а именно: несвоевременное принятие мер по признанию поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок; не обоснованный выбор способа закупа заказчиком при заключении договоров о государственных закупках; не принятие мер по взысканию неустойки с подрядчиков за ненадлежащее выполнение условий договоров и др.
Кроме того, Управлением образования, при заключении договоров государственных закупок с организациями дополнительного образования не указывалось точное количество учащихся (контингента), определивший объем финансирования, не проводилось внесение изменение по уменьшению договорной стоимости, установлено не качественное составление технических спецификаций к договорам с организациями дополнительного образования.
Также организациями дополнительного образования проведены работы капитального характера без соответствующей разработанной проектно-сметной документации и текущий ремонт без составления дефектных актов.
По выявленным в ходе аудиторских мероприятий нарушениям продолжается работа по взаимодействию с судебными и правоохранительными органами для привлечения к дисциплинарной и административной ответственности объектов аудита.
Так, за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечены 80 должностных лиц. В уполномоченные органы и в суд для рассмотрения и принятия решения направлены материалы по 36 фактам, по результатам рассмотрения которых:
- по 15 фактам привлечены юридические лица и должностные лица объекта аудита с наложением штрафа на сумму 1 276,2 тыс.тенге;
- по 20 фактам административные производства находятся на стадии рассмотрения;
- по 1 факту отказано в возбуждении административного производства.
Также, ввиду наличия признаков состава уголовного правонарушения переданы 3 материала в прокуратуру города Нур-Султан для рассмотрения и принятия процессуального решения.
Вместе с тем, за отчетный период акиму города Нур-Султан, местным исполнительным органам и объектам аудита направлены 37 рекомендаций и 193 поручений по устранению выявленных нарушений и недостатков в работе.
В целях укрепления финансовой дисциплины и обеспечения экономической стабильности в столице будут продолжены мероприятия, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств и активов государства, предупреждение и минимизацию нарушений норм законодательства Республики Казахстан.
ГУ «Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан»