Мемлекеттік аудитке өтудің негізгі аспектілері
Мемлекеттік аудитке өтудің негізгі аспектілері
Основные аспекты перехода на государственный аудит
Необходимость создания комплексной системы государственного аудита на основе самого передового мирового опыта была отмечена Главой государства в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства». В целях реализации данной задачи Указом Президента Республики Казахстан от 3 сентября 2013 года № 634 утверждена Концепция внедрения государственного аудита в Республике Казахстан, которой определены основные принципы, общие подходы и этапы внедрения государственного аудита.
Новым этапом в деятельности всех органов государственного финансового контроля стало принятие Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» (далее – Закон) в рамках реализации 93 пункта Плана нации – «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» и Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан.
В реализацию Закона принят ряд нормативно-правовых актов, в том числе Общие стандарты государственного аудита и финансового контроля, Правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, Процедурные стандарты внешнего государственного аудита и финансового контроля, Правила взаимодействия органов государственного аудита и финансового контроля и др.
В целях исключения дублирования функций Законом (статья 10) определена система органов государственного аудита и финансового контроля и разграничены их полномочия.
Уполномоченными органами внешнего государственного аудита и финансового контроля являются Счетный комитет и ревизионные комиссии, к компетенции которых относится осуществление аудита эффективности и соответствия, аудита консолидированной финансовой отчетности республиканского и местных бюджетов, аудита финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений и др.
Уполномоченными органами внутреннего государственного аудита и финансового контроля являются уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту и службы внутреннего аудита, к компетенции которых относится осуществление аудита соответствия, аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений, осуществление камерального контроля и др.
Кроме того, Законом и Правилами взаимодействия органов государственного аудита и финансового контроля предусмотрено согласование проектов Перечней объектов государственного аудита и обмен утвержденными Перечнями объектов государственного аудита, а также взаимное признание результатов государственного аудита.
Целью деятельности ревизионных комиссий определено повышение эффективности управления и использования средств местного бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора в целях укрепления финансовой дисциплины и обеспечения экономической стабильности на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Законодательством в сфере государственного аудита значительно расширены полномочия и функции ревизионных комиссий, которые стали практически аналогичны полномочиям высшего органа финансового контроля – Счетного комитета.
Так, ревизионные комиссии, кроме оценки исполнения местного бюджета, наделены дополнительными полномочиями:
- по оценке влияния деятельности местного исполнительного органа и субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной и других сфер государственного управления;
- реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан в части исполнения соответствующего бюджета и использования активов государства.
Также на ревизионные комиссии возложены функции:
- по аудиту эффективности планирования местного бюджета;
- проведению текущей оценки исполнения местного бюджета;
- по аудиту консолидированной финансовой отчетности местного бюджета, аудиту финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений.
Важным и действующим механизмом по реализации мер финансового контроля стало наделение ревизионных комиссий полномочиями на предъявление исков в суд в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания.
Вместе с расширением полномочий значительно повышаются требования к работникам органов государственного аудита и финансового контроля.
Так, законодательством в сфере государственного аудита предусмотрено прохождение обязательной сертификации государственными аудиторами, а также утверждены Правила профессиональной этики государственных аудиторов.
Законом изменена штатная структура ревизионных комиссий, а именно включена должность Руководителя аппарата.
Следует отметить, что согласно нормам Закона (статья 47) председатели ревизионных комиссий назначаются на должность маслихатом соответствующей области, города республиканского значения, столицы по представлению Счетного комитета и согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан, что значительно повышает их статус, а также требования к их профессиональной компетентности.
Несмотря на то, что законодательство в сфере государственного аудита только проходит стадию становления, оно уже имеет широкое практическое применение, в результате чего вносятся соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты.
Так, Нормативным постановлением Счетного комитета внесены изменения в Правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденные Нормативным постановлением Счетного комитета от 30 ноября 2015 года 17-НК, в части исключения необходимости оформления поручения на предварительное изучение объектов государственного аудита и его регистрации в органах правовой статистики и специальных учетов.
Данное новшество значительно упростило процедуры предварительного изучения объектов государственного аудита и позволило оптимизировать сроки его проведения.
Таким образом, принятие нормативных правовых актов в сфере государственного аудита позволило построить целостную систему государственного аудита и финансового контроля, систематизировать и повысить эффективность деятельности уполномоченных органов, а также определить перспективы развития данной отрасли.
Руководитель аппарата Ревизионной комиссии
по городу Астане
Амангельдинов С.К.
Опубликовано в Бюллетене Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета № 50 за 4 квартал 2016 года