Основные аспекты перехода на государственный аудит
Необходимость создания комплексной системы государственного аудита на основе самого передового мирового опыта была отмечена Главой государства в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства». В целях реализации данной задачи Указом Президента Республики Казахстан от 3 сентября 2013 года № 634 утверждена Концепция внедрения государственного аудита в Республике Казахстан, которой определены основные принципы, общие подходы и этапы внедрения государственного аудита.
Новым этапом в деятельности всех органов государственного финансового контроля стало принятие Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» (далее – Закон) в рамках реализации 93 пункта Плана нации – «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» и Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан.
В реализацию Закона принят ряд нормативно-правовых актов, в том числе Общие стандарты государственного аудита и финансового контроля, Правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, Процедурные стандарты внешнего государственного аудита и финансового контроля, Правила взаимодействия органов государственного аудита и финансового контроля и др.
В целях исключения дублирования функций Законом (статья 10) определена система органов государственного аудита и финансового контроля и разграничены их полномочия.
Уполномоченными органами внешнего государственного аудита и финансового контроля являются Счетный комитет и ревизионные комиссии, к компетенции которых относится осуществление аудита эффективности и соответствия, аудита консолидированной финансовой отчетности республиканского и местных бюджетов, аудита финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений и др.
Уполномоченными органами внутреннего государственного аудита и финансового контроля являются уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту и службы внутреннего аудита, к компетенции которых относится осуществление аудита соответствия, аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений, осуществление камерального контроля и др.
Кроме того, Законом и Правилами взаимодействия органов государственного аудита и финансового контроля предусмотрено согласование проектов Перечней объектов государственного аудита и обмен утвержденными Перечнями объектов государственного аудита, а также взаимное признание результатов государственного аудита.
Целью деятельности ревизионных комиссий определено повышение эффективности управления и использования средств местного бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора в целях укрепления финансовой дисциплины и обеспечения экономической стабильности на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Законодательством в сфере государственного аудита значительно расширены полномочия и функции ревизионных комиссий, которые стали практически аналогичны полномочиям высшего органа финансового контроля – Счетного комитета.
Так, ревизионные комиссии, кроме оценки исполнения местного бюджета, наделены дополнительными полномочиями:
- по оценке влияния деятельности местного исполнительного органа и субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной и других сфер государственного управления;
- реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан в части исполнения соответствующего бюджета и использования активов государства.
Также на ревизионные комиссии возложены функции:
- по аудиту эффективности планирования местного бюджета;
- проведению текущей оценки исполнения местного бюджета;
- по аудиту консолидированной финансовой отчетности местного бюджета, аудиту финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений.
Важным и действующим механизмом по реализации мер финансового контроля стало наделение ревизионных комиссий полномочиями на предъявление исков в суд в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания.
Вместе с расширением полномочий значительно повышаются требования к работникам органов государственного аудита и финансового контроля.
Так, законодательством в сфере государственного аудита предусмотрено прохождение обязательной сертификации государственными аудиторами, а также утверждены Правила профессиональной этики государственных аудиторов.
Законом изменена штатная структура ревизионных комиссий, а именно включена должность Руководителя аппарата.
Следует отметить, что согласно нормам Закона (статья 47) председатели ревизионных комиссий назначаются на должность маслихатом соответствующей области, города республиканского значения, столицы по представлению Счетного комитета и согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан, что значительно повышает их статус, а также требования к их профессиональной компетентности.
Несмотря на то, что законодательство в сфере государственного аудита только проходит стадию становления, оно уже имеет широкое практическое применение, в результате чего вносятся соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты.
Так, Нормативным постановлением Счетного комитета внесены изменения в Правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденные Нормативным постановлением Счетного комитета от 30 ноября 2015 года 17-НК, в части исключения необходимости оформления поручения на предварительное изучение объектов государственного аудита и его регистрации в органах правовой статистики и специальных учетов.
Данное новшество значительно упростило процедуры предварительного изучения объектов государственного аудита и позволило оптимизировать сроки его проведения.
Таким образом, принятие нормативных правовых актов в сфере государственного аудита позволило построить целостную систему государственного аудита и финансового контроля, систематизировать и повысить эффективность деятельности уполномоченных органов, а также определить перспективы развития данной отрасли.
Руководитель аппарата Ревизионной комиссии
по городу Астане
Амангельдинов С.К.
Опубликовано в Бюллетене Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета № 50 за 4 квартал 2016 года