Статья «Итоги деятельности Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан за 6 месяцев 2020 года»
Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан согласно Закону Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» осуществляет внешний государственный аудит на основе Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год.
Внешний государственный аудит проводится в целях повышения эффективности и обеспечения законности управления финансовыми ресурсами для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности Республики Казахстан.
Так, за 6 месяцев 2020 года подведены итоги по 5 аудиторским мероприятиям, где государственным аудитом охвачены 40 объектов столицы с общей суммой 189 713,0 млн.тенге, а именно:
- в государственных органах – 133 929,0 млн.тенге;
- в субъектах квазигосударственного сектора –55 784,0 млн.тенге.
По итогам проведенных аудиторских мероприятий общая сумма выявленных нарушений составила 17 477,6 млн.тенге, из них финансовых нарушений – 8 735,2 млн.тенге, неэффективное использование бюджетных средств – 4 468,5 млн.тенге и неэффективное планирование – 4 273,9 млн.тенге, а также 938 процедурных нарушений и недостатков в деятельности объектов аудита.
Из 8 735,2 млн.тенге финансовых нарушений, предъявленных к восстановлению/возмещению, на сегодняшний день восстановлены/ возмещены 5 403,8 млн.тенге из них:
- возмещено в денежной форме – 308,1 млн.тенге;
- восстановлено путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, отражения по учету – 5 095,7 млн.тенге.
За допущенные нарушения к ответственности привличены 109 должностных лица, в том числе к дисциплинарной ответственности – 49, к административной – 60 (наложены штрафы на общую сумму 8,3 млн. тенге). В правоохранительные органы переданы 4 материала.
Вместе с тем, за отчетный период Ревизионной комиссией местным исполнительным органам, уполномоченным органам, органам государственного управления и объектам аудита направлены 22 рекомендации и 157 поручений по устранению выявленных нарушений и имеющихся недостатков в работе.
При проведении аудиторских мероприятий основной акцент делался на повышения эффективности использования выделенных бюджетных средств и активов государства, а также обеспечение эффективности налогового администрирования, полноты и своевременности поступлений в местный бюджет налогов и других платежей.
Итоги аудиторских мероприятий показали наличие отдельных системных недостатков в деятельности объектов аудита.
К примеру, часть показателей, отраженных в плане развития территории и бюджетных программах Управления образования, не соответствуют показателям, утвержденным в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан.
Развитие системы образования столицы характеризуется значительным ростом количества детей, так за последние 3 года население столицы выросло на 10,2%, за этот же период численность учащихся общеобразовательных школ выросла на 26,6%, численность воспитанников детских садов на – 5,9%.
Дефицит мест в организациях образования столицы является системной проблемой, решить которую не удается на протяжении многих лет.
Вследствие переуплотненности организаций образования не обеспечивается соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, что в свою очередь негативно влияет на качество образовательного процесса и безопасность детей.
Также наблюдаются недостатки в деятельности органов государственных доходов в части необоснованного завышения показателей налоговых поступлений за счет авансирования крупными налогоплательщиками, повлекшие возникновение большого налогового разрыва между налоговым потенциалом и прогнозным показателем с отрицательным значением по индивидуальному подоходному налогу с доходов, облагаемых у источника выплаты и социальному налогу, что свидетельствует о напряженности планов, доведенных по вышеуказанным видам налогов.
Существующий метод оценки налогового потенциала с помощью показателя фактически собранных налогов на практике образует большой налоговый разрыв, так как не учитывается собираемость максимально возможной суммы поступлений по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в местный бюджет при определении прогнозных показателей (налог на имущество, земельный налог и т.д).
В целом, анализ выявленных нарушений показывает, что основными причинами допущенных нарушений является недостаточный уровень финансовой дисциплины, отсутствие должного взаимодействия между администраторами бюджетных программ, а также контроля за деятельностью подведомственных организаций.
В отчетном периоде Ревизионной комиссией сформирован и представлен на рассмотрение маслихата отчет об исполнении местного бюджета за 2019 год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету местного исполнительного органа, а также сформирована и представлена маслихату и Акиму города Нур-Султан текущая оценка исполнения бюджета города столицы за 1 квартал 2020 года.
С более подробной информацией в разрезе каждого аудиторского мероприятия и ежеквартальной текущей оценкой можно ознакомиться на сайте www.rkastana.gov.kz.
Ревизионной комиссией будут продолжены мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных средств и активов государства в целях укрепления финансовой дисциплины и обеспечения экономической стабильности в столице.
ГУ «Ревизионная комиссия
по городу Нур-Султан»