Опубликовано в газете «Вечерняя Астана» № 17 (2938) четверг 7 февраля 2013 года.

Основные результаты деятельности  Ревизионной комиссии по городу Астане за 2012 год.

Ревизионной комиссией по городу Астане в рамках утвержденного годового плана работы на 2012 год была проделана значительная и объемная работа, связанная с контролем и оценкой эффективности использования бюджетных средств, выделенных на содержание и развитие города.

В течение 2012 года проведено 36 контрольных мероприятий, из которых в 27 мероприятиях проведен контроль эффективности (75%) и в 9 мероприятиях – осуществлен контроль на соответствие и финансовой отчетности (25%).

Общий объем охваченных контролем средств составил в сумме 242 190,6 млн. тенге, что составляет 72,4% к скорректированному бюджету города Астаны на 2012 год (334 597,5 млн. тенге).

Из общего охваченного контролем средств, денежные средства в сумме 144 712,5 млн. тенге относятся к бюджету развития столицы (59,8%), в сумме 97 478,1 млн. тенге – средства текущего бюджета (40,2%).

В рамках контрольных мероприятий контролю были подвергнуты всего 138 объектов контроля, из которых 21 объект контроля – комплексным контролем, 28 объектов – тематическим контролем, 80 объектов встречными и 9 объектов совместными контролями.

В 2012 году Ревизионной комиссией, в рамках взаимодействия органов финансового контроля, впервые были проведены совместные контрольные мероприятия со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета на 2 объектах контроля и 5 контрольных мероприятий с Инспекцией финансового контроля по г. Астане на 7 объектах контроля.

По итогам 2012 года объемы выявленных финансовых нарушений составили в сумме 5 570,6 млн. тенге, из которых 2 811,8 млн. тенге или 62,8% сумм нарушений уже восстановлены либо возмещены в бюджет. Тем самым, по большинству нарушений со стороны объектов контроля были приняты оперативные меры по устранению нарушений.

Анализ нарушений показал, что основная доля нарушений связана с несоблюдением процедур законодательства в области архитектуры и градостроительства, составляющая 53,7%, нарушения несоблюдения процедур бюджетного законодательства допущены в 24,6%, нарушения законодательства о государственных закупках составили 12,9% из общего объема нарушений.

Несмотря на принимаемые меры, администраторами бюджетных программ до сих пор допускаются нарушения бюджетного законодательства, начиная с планирования бюджетных средств, что в дальнейшем отражается на их своевременном использовании и эффективности расходов.

Стоит отметить, что практически всеми администраторами бюджетных программ при разработке стратегических планов государственных органов планируются различные показатели, не соотносящиеся с иными программными документами, в том числе, с Программой развития города Астаны на 2011-2015 годы.

Зачастую, в целях своевременности исполнения поставленных задач и освоения выделенных бюджетных средств государственными органами не соблюдаются установленные законодательством различные процедуры согласований и утверждений документов. Кроме того, государственными органами осуществляются государственные закупки без наличия утвержденных проектно-сметных документаций. Качество разработки проектно-сметных документаций отдельных инвестиционных проектов также оставляет желать лучшего, что отражается в дальнейшем на сроках завершения объектов и их окончательной стоимости.

Со стороны государственных органов наблюдается «мягкость» по отношению к подрядным организациям и поставщикам товаров и услуг. Так, вместо начисления штрафных санкций за срыв сроков поставки товаров и выполнения работ, оговоренные в заключенных договорах, окончательные сроки постоянно переносятся. В свою очередь, пролонгация сроков выполнения обязательств может отразиться как на окончательной стоимости договора, так и на образовании дебиторской задолженности. В дальнейшем, срыв сроков завершения объектов отражается также и на исполнении бюджета в целом, так как в бюджете города предусматриваются средства и на дальнейшее содержание построенных объектов.

Отдельными администраторами бюджетных программ производятся авансирования товаров, работ и услуг, не пропорциональные актам выполненных работ, которые приводят к образованию дебиторской задолженности.

Из-за отсутствия согласованности действий между государственными органами имеют место факты дублирования мероприятий, приводящие к низкой эффективности использования выделенных бюджетных средств.

Тем самым, в течение 2012 года за допущенные нарушения к различным видам ответственности привлечено 96 должностных лиц, из которых: 
- к дисциплинарной ответственности – 88 человека (строгий выговор - 6, выговор – 38, замечание - 44); 
- к административной ответственности (штрафам) - 6 должностных и 2 юридических лица.

Реализация новых стратегических задач, указанных в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Стратегия «Казахстан 2050» Новый политический курс состоявшегося государства», особенно актуализирует вопросы эффективного распределения государственных ресурсов для достижения поставленных целей.

В этой связи, возрастает роль и значение органов государственного финансового контроля, которые должны постоянно проводить контроль и анализ эффективности использования ресурсов.

Председатель Ревизионной комиссии 
по городу Астане                                                                Г. Молдаш