Доклад Председателя Ревизионной комиссии по городу Астане Ғ.Ө. Молдаш на сессии маслихата города Астаны 30 мая 2013 года, по исполнению бюджета города Астаны 2012 года

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» Ревизионная комиссия по городу Астане представил на Ваше рассмотрение Заключение к отчету акимата города Астаны об исполнении местного бюджета за 2012 год.

В целом, акиматом города Астаны основные параметры местного бюджета в 2012 году выполнены.

Макроэкономические показатели экономики города продолжили свою положительную тенденцию.

Так, уровень валового регионального продукта в столице в 2012 году составил 2,7 трлн.тенге, что выше уровня 2011 года на 12,8%, заняв 3 место после Атырауской области и г.Алматы.

Рост денежных доходов населения столицы составил 8%, уровень инфляции в 2012 году остался в рамках запланированного коридора и составил 6,2%.

Вместе с тем, аналитические и контрольные мероприятия Ревизионной комиссией показали отдельные недостатки в работе исполнительных органов столицы.

Во-первых, существенный рост ВРП столицы наблюдается за счет увеличения непроизводственного сектора, который в 2012 году составил 86%, и в первую очередь, за счет роста сферы услуг.

Во-вторых, по сравнению с 2011 годом, в 2012 году наблюдается снижение показателей строительной отрасли на 1,9% и промышленности на 0,4% в общей доле ВРП.

В-третьих, значительные средства, выделенные на реализацию Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы, не оказали должного влияния на диверсификацию экономики.

Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВРП города не претерпела каких-либо существенных изменений, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась с 3,3% до 2,9%.

В-четвертых, при реализации Программы развития города Астаны на 2011-2015 годы в течение 2011-2012 годов отдельные цели и задачи направления «Развитие экономической сферы города» недостигнуты№

Кроме того, в результате несвоевременного внесения изменений в параметры Программы развития, фактические показатели отдельных мероприятий и объемы их финансирования не совпадают с запланированными показателями Программы развития и Плана мероприятий по ее реализации.

В части исполнения бюджета города также наблюдается положительная тенденция.

Доходы местного бюджета сложились с превышением первоначально одобренного на 61,3 млрд. тенге или на 24,1%, затраты возросли на 89,3 млрд. тенге или на 41,3%.

Стоит отметить, что показатель собственных доходов местного бюджета за последние три года ежегодно увеличивается в среднем на 16,0%.

При этом, в отчетном году в расходной части имелись факты необоснованного планирования отдельных затрат, которые при уточнениях бюджета уменьшались, перераспределялись либо исключались вообще.

Кроме того, акиматом города в отчетном периоде осуществлен возврат в доход республиканского бюджета средств в сумме 1,5 млрд. тенге (48,3%), из разрешенных на доиспользование средств 2011 года в сумме 3,1 млрд.тенге по бюджету развития.

В то же время, следует отметить и положительную динамику снижения объемов недоосвоенных средств за последние три года, с 14 млрд.тенге по итогам 2010 года до 3,9 млрд.тенге в 2012 году.

При этом, объем дебиторской задолженности 2012 года в сумме 75,3 млрд.тенге. что выше показателя 2011 года на 11,4 млрд.тенге или на 17,8%.

В целом, администраторами бюджетных программ допущен рост текущей задолженности на 34,8 млрд. тенге.

Не на должном уровне проводятся мероприятия по снижению дебиторской задолженности прошлых лет.

Показатели погашения кредиторской задолженности значительно улучшились по сравнению с прошлыми годами и составили на 1 января 2013 года в сумме 1,9 млрд. тенге.

Вместе с тем, показатель текущей кредиторской задолженности 2012 года выше показателя текущей задолженности 2011 года на 91,9 млн.тенге или в 1,3 раза. По задолженности прошлых лет наблюдается снижение на 77%.

Следствием этого является недостижение отдельными администраторами бюджетных программ целевых индикаторов и показателей стратегических планов.

В целом, в стратегических планах администраторов бюджетных программ в 2012 году было предусмотрено 152 целевых индикатора, из которых по итогам 2012 года 120 целевых индикатора (78,9%) достигнуты, 16 целевых индикаторов не достигнуты, по 16 индикаторам статистические данные формируются либо отсутствуют.

Из 562 показателей результатов, 465 показателей результатов или 82,7% достигнуты, 75 показателей результатов не достигнуты, по 22 показателям результатов статистические данные формируются либо отсутствуют.

Уважаемые депутаты!

В представленном Вам отчете за 2012 год основное внимание уделено вопросам реализации основных программных документов – это программы развития города, форсированного индустриально-инновационного развития.

Реализация всех программ в целом достигла либо достигает поставленных задач, доказательством которого является улучшение всех макроэкономических показателей столицы.

Вместе с тем, реализация масштабных проектов реализуется с отдельными отклонениями от поставленных целей, порой сопровождается с нарушениями бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан.

Так, по Программе Дорожная карта бизнеса 2020 за период 2010-2012 годов одобрено 166 проектов общей стоимостью 33,7 млрд. тенге и поддержку государства получили 136 субъектов частного предпринимательства.

В разрезе отраслей 65% проектов реализуется в сфере услуг, что не соответствует основным целевым индикаторам Дорожной карты, а доля промышленных проектов составляет 35%. При этом, стоит отметить, что объем государственной поддержки нескольких проектов занимает львиную долю в общем количестве проектов.

Реализация Дорожной карты бизнеса характеризуется низкой эффективностью с точки зрения охвата предпринимателей субсидированием и достижения ключевых показателей в части создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест малыми и средними субъектами частного предпринимательства.

Так, в 2012 году объем поддержки только 4-х проектов составил 39,5% одобренной суммы субсидирования за весь год. При этом, основной вид деятельности отдельных получателей господдержки являются оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.

К сфере транспортных услуг относятся 36 одобренных проектов, что занимает 21,6% от их общего количества, а их удельный вес в сфере услуг занимает 39%. В этой связи отмечаем, что высокие амортизационные износы в данной сфере в короткие сроки может привести к не достижению целевых показателей Дорожной карты.

Вместе с тем, выявлено несоответствие показателей государственных органов в части трудоустройства граждан в рамках Дорожной карты бизнеса 2020.

Так, по сведениям Управления предпринимательства и промышленности в рамках Дорожной карты трудоустроено 3 316 человек, из которых 260 человек трудоустроены по Программе занятости 2020.

Однако, по данным Ревизионной комиссии в рамках Программы занятости 2020 трудоустроено лишь 11 человек на 4 предприятиях, получивших поддержку в рамках Дорожной карты.

Несмотря на увеличение количества реализуемых проектов, субъектов частного предпринимательства, а также объемов финансирования, планируемые показатели по созданию новых рабочих мест занижаются.

До сих пор наблюдается отсутствие должного контроля за реализацией инфраструктурных проектов Дорожной карты со стороны координирующих органов.

Реализация отраслевой программы «Строительство 100 школ 100 больниц» в городе Астане сопровождается нарушениями бюджетного и иного законодательства, объем выявлений которых составил свыше 28,2 млрд.тенге.

Всего, на реализацию Программы в течение 2007-2012 годов из бюджета выделены средства строительство 15 объектов, из них: 7 объектов образования на сумму 9,6 млрд.тенге, 8 объектов здравоохранения на сумму 51,5 млрд.тенге.

На сегодняшний день, завершена реализация 7 объектов образования и 3 объектов здравоохранения и продолжается реализация 5 проектов здравоохранения с суммарной стоимостью 35,8 млрд.тенге.

Выявленные нарушения в основном связаны с некачественной разработкой проектно-сметных документаций, сопровождаемые многочисленными корректировками проектов, которые зачастую не проходят соответствующую государственную экспертизу, отдельные проекты реализуются с удорожанием, необоснованные выплаты более 60,0 млн.тенге подлежат к возмещению в бюджет.

Как Вам известно, значительную долю бюджета занимают затраты на дальнейшее развитие столицы, ее инфраструктуры.

В отчетном году акиматом города осуществлялась реализация 349 бюджетных инвестиционных проектов на сумму выделено 184,5 млрд.тенге по 22-м бюджетным программам. Освоение составило 180,9 млрд.тенге или 98,1%.

По сведениям акимата города Астаны, в 2012 году завершена реализация 89 инвестиционных проектов, из которых в коммунальную собственность города передано 45 объектов или 50,5%.

Ревизионной комиссией устанавливались факты несоответствия сроков выполнения работ договоров с нормативными сроками проектно-сметных документаций, корректировки проектов, влекущих увеличение стоимости строительства, изменения условий заключенных договоров.

Удорожание стоимости в 2012 году допущено по 7 проектам на сумму 10,0 млрд.тенге.

В разрезе отдельных проектов все выявленные нарушения детально приведены в Отчете.

В завершение своего доклада, Вам, уважаемые депутаты, хочу выразить благодарность за конструктивное рассмотрение отчета Ревизионной комиссии и замечания, рекомендации и предложения по улучшению качества исполнения местного бюджета, усиления и укрепления финансовой дисциплины.

Спасибо за внимание!