Опубликовано в газете «Вечерняя Астана» от 2 ноября 2013 года № 131 (3052)
Подведены итоги деятельности Ревизионной комиссии по городу Астане за 9 месяцев 2013 года
В соответствии с утвержденным планом Ревизионной комиссией по городу Астане в течение 9 месяцев т.г. проведено 18 контрольных мероприятий (14 мероприятий – по контролю эффективности, 4 мероприятия – по контролю на соответствие и финансовой отчетности), 3 контрольных мероприятия на отчетную дату будут завершены в 4 квартале т.г.
Всего контрольными мероприятиями было охвачено 75 объектов контроля, с суммарным объемом бюджетных средств 85 485,9 млн.тенге.
По итогам проведенных мероприятий, объем выявленных нарушений составил в сумме 14 249,9 млн.тенге или 16,7% от всего объема охваченных контролем бюджетных средств, из которых нарушения в сумме 3 324,6 млн.тенге подлежат восстановлению и возмещению в бюджет.
Как и в предыдущие периоды, основную долю (89,2%) занимают нарушения при расходовании бюджетных средств, которые характерны как для государственных органов, так и для объектов контроля, являющихся получателями бюджетных средств.
Так, итоги контроля использования средств бюджета, выделенных Управлению энергетики на развитие топливо-энергетического комплекса столицы, выявил наличие ряда системных проблем.
Управлением энергетики достигнуты только пять показателей прямых результатов из пятнадцати, предусмотренных планом.
Имеют место факты оплаты за невыполненные объемы работ, а также оплаты за работы, не включенные в проектно-сметную документацию.
Зачастую, строительство большинства объектов ведется с нарушением сроков завершения и вместо применения штрафных санкций за срыв графика производства работ, заказчиком заключаются множество дополнительных соглашений с пересмотром сроков сдачи объектов. В свою очередь данный фактор ведет к удорожанию стоимости проектов.
Договора по некоторым проектам заключаются с указанием сроков завершения работ, которые значительно превышают нормативные сроки строительства. Тем самым, уже на стадии подписания договоров эти проекты имеют шансы стать долгостроями со всеми вытекающими обстоятельствами.
Контролем деятельности Управления культуры города Астаны и его подведомственных организаций установлено, что из-за отсутствия собственных зданий часть организаций культуры не имеют возможностей осуществления полноценной творческой деятельности и вынуждены арендовать здания и помещения, которые зачастую не соответствуют необходимым требованиям организаций культуры.
Так, только за 2012 год организациями культуры израсходовано на аренду зданий и площадей порядка 25,0 млн.тенге.
Всего из 19 организаций культуры, подведомственных акимату столицы, только 4 организации имеют собственные здания. Однако, даже имеющиеся в собственности здания не всегда соответствуют необходимым требованиям.
К примеру, Казахский академический музыкально-драматический театр им.Куанышбаева располагается в здании, где отсутствует оркестровая яма, и оркестр во время спектаклей располагается на балконе зала.
Проблема обеспечения собственными помещениями также актуальна для библиотек Централизованной библиотечной системы города, которые испытывают определенные трудности и вынуждены размещаться в арендуемых помещениях.
При этом, большинство библиотек расположены на первых этажах жилых домов, помещения которых требуют капитального ремонта.
Из-за отсутствия должного мониторинга, Управлением культуры в 2012 году допущено излишнее выделение субсидий по не совершенным расходам подведомственных организаций, в результате чего, на конец 2012 года образовались значительные остатки денежных средств в сумме 11,9 млн.тенге, которые не были учтены при формировании бюджета на 2013 год.
Стоит заметить, что ранее Управлением допускались подобные нарушения, по которым предпринимались меры по недопущению их впредь. Однако, анализ показал, что принятые меры были недостаточными и кратковременными.
В течение последних 2-х лет акиматом города принимаются активные меры по развитию инфраструктуры окраин столицы, в целях которого утверждена соответствующая Концепция.
Так, на сегодняшний день завершена реализация 8 проектов на общую сумму 2,4 млрд.тенге, из которых 4 проекта приняты государственной приемочной комиссией.
Проведенные работы включают в себя освещения улиц, устройство дорожного полотна и тротуаров, проведение либо замена сетей водоснабжения и канализации, благоустройство внутридворовых территорий, озеленение улиц и скверов.
Вместе с тем, анализ показал и наличие ряда проблем при реализации Концепции.
Так, отсутствует нормативная правовая база, определяющая направление, приоритеты и механизмы развития окраин города Астаны.
В отдельных случаях, несмотря на завершение проектов, построенные сети не подключены к центральным существующим сетям и не функционируют.
Кроме того, при разработке Концепции не были учтены реальные потребности жилых массивов в соответствующей инфраструктуре, что является одной из причин некачественного планирования мероприятий по развитию окраин города.
В результате, фактическая реализация проектов не соответствует мероприятиям, предусмотренным Концепцией. Из-за некачественной разработки проектно-сметных документаций отдельные работы, предусмотренные проектами, не подлежат реализации.
Кроме того, в течение 3 квартала контрольными мероприятиями Ревизионной комиссией были охвачены также субъекты квазигосударственного сектора, т.е. юридические лица различных форм собственности, с долей участия в уставном капитале акимата города Астаны, где выявлены нарушения при использовании активов государства.
По итогам проведенных контрольных мероприятий Ревизионной комиссией даны соответствующие поручения и рекомендации для исполнения всем заинтересованным ведомствам и организациям.
Председатель Ревизионной
комиссии по городу Астане
Молдаш Г.О.