Опубликовано в газете «Вечерняя Астана» от 08.02.2014 года №15 (3091)

Подведены итоги деятельности Ревизионной комиссии по городу Астане за 2013 год

Ревизионной комиссией по городу Астане в рамках утвержденного годового плана работы на 2013 год была проделана значительная и объемная работа, связанная с оценкой эффективности использования бюджетных средств, выделенных на текущее содержание и развитие города.

В течение 2013 года проведено 29 контрольных мероприятий, из которых 22 мероприятия проведены по контролю эффективности (75,9%), 7 мероприятий – по контролю на соответствие и финансовой отчетности (31,8%).

Всего контрольными мероприятиями в отчетном году было охвачено 44 государственных учреждений и 70 организаций и предприятий различных форм собственности. Общий объем охваченных контролем бюджетных средств составил в сумме 152,6 млрд.тенге.

Из общего объема средств, охваченных контролем, средства в сумме 54,7 млрд.тенге относятся к средствам республиканского бюджета (35,9%), в сумме 97,9 млрд.тенге – средства местного бюджета (64,1%).

По итогам отчетного года, объем выявленных нарушений составил в сумме 15,7 млрд.тенге или 10,3% от объема охваченных контролем бюджетных средств, из которых 93,6% нарушений допущены из-за несоблюдения процедур бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан при расходовании бюджетных средств, 6,4% нарушений – допущены при использовании активов государства и при проведении государственных закупок. Выявленные нарушения характерны как для государственных органов, так и для объектов контроля, являющихся получателями бюджетных средств.

Объемы финансовых нарушений, подлежащих восстановлению и возмещению в бюджет, составили в сумме 3,8 млрд.тенге, что составило 24,0% всех нарушений, из которых порядка 1,0 млрд.тенге или 24,8% нарушений уже восстановлены либо возмещены в бюджет.

Анализ контрольных мероприятий показал, что из-за недостаточной организации работы, а также отсутствия должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ и первых руководителей подведомственных организаций допускаются нарушения бюджетного законодательства, начиная с планирования бюджетных средств, что в дальнейшем отражается на эффективности расходов.

Стоит отметить, Ревизионной комиссией в ходе проведения своих мероприятий основной акцент был направлен на выявлении отдельных проблемных вопросов, связанных с выполнением поставленных задач.

Так, при рассмотрении вопросов организации досуга детей и подростков столицы, а также уровня предоставления детям школьного возраста дополнительного образования (кроме общеобразовательных программ) установлено, что из-за недостаточного объема финансирования организаций дополнительного образования не выполняются мероприятия, предусмотренные Планом мероприятий по организации досуга детей и подростков.

Несмотря на рост численности населения города, в столице за последние 5 лет количество организаций дополнительного образования (музыкальные школы, центры развития творчества, центры по интересам и т.д.) фактически не увеличилось, за исключением нового Дворца школьников, и дополнительным образованием охвачены лишь 22,7% детей и подростков школьного возраста.

Вместе с тем, все действующие организации дополнительного образования расположены в центральной части «старого» города.

Однако, одновременно наблюдается рост количества действующих компьютерных клубов, работающих круглосуточно, основной контингент посетителей которых являются дети и подростки.

Наблюдается и рост преступности среди несовершеннолетних, а также количество детей и подростков, находящихся под наблюдением врачей-наркологов.

В сфере здравоохранения, наиболее актуальными остаются проблемы большой загруженности (очередности) организаций первичной помощи (поликлиник) и дефицит квалифицированных медицинских кадров.

Кроме того, имеются отдельные вопросы финансирования оплаты амбулаторно-поликлинической помощи по комплексному подушевому нормативу, требующие безотлагательного решения.

Несмотря на активное внедрение Единой информационной системы здравоохранения сохраняется недостаточный уровень информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Так, все поликлиники города различные медицинские карты пациентов, статистические карты, сведения о предварительной записи на прием к врачу и т.д. одновременно ведут на электронных и бумажных носителях, что занимает значительное время врачей.

Наблюдается и увеличение общей смертности населения города.

Заболеваемость жителей столицы социально-значимыми заболеваниями по сравнению со среднереспубликанскими показателями еще остается высокой.

Так, если заболеваемость туберкулезом в 2012 году на 100 тыс. населения по республике составляла в среднем 81,7, то в столице данный показатель составил - 111,7 или больше среднереспубликанского на 30 случаев.

Аналогичная ситуация сложилась и в первом полугодии 2013 года, где заболеваемость туберкулезом по городу составляет 49,3 против 39,0 среднереспубликанского.

Кроме того, проведенный анализ в многопрофильных стационарах города показывает рост повторных поступлений пациентов в 2012 году на 65% по сравнению с 2011 годом.

Стоит отметить и ежегодный рост количества психоневрологических больных как среди детей, так и среди взрослых. Соответственно, этот показатель влияет на увеличение количества инвалидов, нуждающихся в размещении в специализированных медико-социальных учреждениях под государственную опеку.

Так, очередность для размещения в столичное медико-социальное учреждение для инвалидов с психоневрологическими патологиями старше 18 лет, расположенное в Аккольском районе Акмолинской области, составляет более 90 человек при действующей проектной мощности 220 койко-мест. Тем самым, требует своего рассмотрения вопрос строительства дополнительного здания.

С аналогичными проблемами сталкивается и детское психоневрологическое медико-социальное учреждение столицы.

Серьезной проблемой для социальной сферы города в целом остается обеспеченность организаций квалифицированными кадрами, связанной с высокой текучестью кадров, обусловленные низким уровнем заработной платой. Эта проблема характерна практически для всех отраслей социальной сферы.

Как известно, столица интенсивно развивается, что требует выделения значительных средств из бюджета.

Так, бюджет развития столицы в 2013 году составил порядка 146,1 млрд.тенге или 43,9% объема всего годового бюджета города.

Стоит отметить положительную тенденцию в освоении средств, выделенных на дальнейшее развитие города.

Вместе с тем, при реализации инвестиционных проектов администраторами бюджетных программ допускаются нарушения норм законодательства при разработке проектно-сметных документаций, допускаются просчеты в стоимости оборудований и материалов, однако, несмотря на это, по этим проектам выдаются положительные заключения уполномоченного органа.

При этом, лишь в единичных случаях государственными органами предъявляются претензии к проектным организациям за качество оказанных услуг.

В свою очередь, некачественно выполненные работы приводят в дальнейшем к корректировке проектов, с включением дополнительных видов и объемов работ, что безусловно влечет увеличение стоимости проектов.

В отдельных случаях, при выявлении издержек проектно-сметных документаций, производятся корректировки проектно-сметных документаций без проведения государственной экспертизы во избежание увеличения сметной стоимости. При этом, объемы выполненных работ и их стоимость не соответствуют утвержденной проектно-сметной документации.

Кроме того, на недостаточном уровне обеспечивается авторский и технический надзор за реализацией проектов, а в отдельных случаях они отсутствуют вовсе, что влияет на качество выполненных работ. Так, только в 2013 году Ревизионной комиссией установлены подобные нарушения на сумму 109 млн.тенге.

Отдельные нарушения действующего законодательства со стороны уполномоченных органов установлены и при реализации Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы в городе Астане.

Уполномоченными органами не на должном уровне проводится информационно-разъяснительная работа среди населения города по вовлечению большего количества собственников квартир и помещений к их участию в реализации Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства.

В свою очередь, слабая работа в данном направлении отражается и на количестве заключенных договоров с собственниками жилищ, подлежащих модернизации в рамках Программы.

В ходе контрольных мероприятий в 2013 году Ревизионной комиссией изучена и проанализирована финансово-хозяйственная деятельность отдельных субъектов квазигосударственного сектора, с долей участия в их уставном капитале акимата города Астаны, где установлены нарушения норм действующего законодательства в сумме 3,7 млрд.тенге.

Отмечается, что при более эффективном использовании активов государства, данным субъектам рынка позволило бы значительно улучшить собственные показатели финансово-хозяйственной деятельности.

Всего по результатам прошедшего года, за допущенные нарушения законодательства Республики Казахстан 1 юридическое лицо и 7 должностных лиц привлечены к административной ответственности, 60 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 2 должностных лица уволены. Общая сумма уплаченных административных штрафов в доход бюджета составила 1,3 млн. тенге.

Для принятия процессуальных решений 6 материалов контроля направлены в правоохранительные органы по выявленным фактам нарушений.

По итогам проведенных контрольных мероприятий проведено 29 заседаний Ревизионной комиссией с участием всех заинтересованных сторон, где обсуждены и даны соответствующие поручения и рекомендации для исполнения и недопущения впредь установленных нарушений.

Кроме того, в течение года Ревизионной комиссией в целях профилактики недопущения нарушений законодательства проводились семинары-совещания с работниками финансовых подразделений объектов контроля (вне зависимости от форм собственности).

Стоит отметить, что объектами контроля принимаются меры по недопущению впредь ранее выявленные нарушения, что подтверждается последующими контрольными мероприятиями.

Учитывая это, Ревизионная комиссия и дальше будет проводить работу по профилактике недопущения нарушения норм бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан.

Ревизионная комиссия по городу Астане