Опубликовано в газете «Вечерняя Астана» от 13 мая 2014 года №50 (3126)
Краткие итоги деятельности Ревизионной комиссии по городу Астане за 1 квартал 2014 года
В соответствии с утвержденным планом, в первом квартале 2014 года Ревизионная комиссия по городу Астане провела всего 4 контрольных мероприятий, с суммарным объемом охваченных контролем средств в сумме составил 35,4 млрд.тенге.
Проведенные контрольные мероприятия были направлены на оценку эффективности реализации государственных и отраслевых программ структурными подразделениями акимата столицы, а также соответствие использования бюджетных средств законодательству Республики Казахстан.
Так, контролем эффективности использования бюджетных средств, выделенных Управлению архитектуры и градостроительства города Астаны, и активов государства ТОО «Астанагорархитектура», проведён анализ исполнения основных технико-экономических показателей Генерального плана развития столицы, состоящих из 25 технико-экономических показателей, разделённых на 7 основных направлений, таких как: территория, население, жилищное строительство, учреждения социально-бытового назначения, транспорт и дороги, инженерное оборудование, окружающая среда.
Отмечается, что отдельные показатели плановых значений, предусмотренные на 2011 (отчётный) год, не достигнуты.
К примеру, к 2011 году согласно Генеральному плану планировалось достижение 15 302,8 тыс.квадратных метров жилого фонда столицы, тогда как в 2012 году общая площадь жилого фонда столицы составляла 15 052,4 тыс. квадратных метров.
Для реализации данной задачи, Программой развития города Астаны на 2011-2015 годы предусмотрен показатель «развитие жилищного строительства», по которому первоначально было запланировано на 2011 год – 1 209,5 тыс.кв.м., на 2012 год – 1 180,5 тыс.кв.м. и на 2013 год – 1 162,7 тыс.кв.м., которые в дальнейшем дважды подверглись корректировке, а именно 1 403,6 тыс.кв.м., 1 200,0 тыс.кв.м. и 1 100 тыс.кв.м., соответственно.
Как видно из указанных цифр, несмотря на постоянный рост численности населения города, запланированные объемы вводимого жилья ежегодно снижаются, что ведет к недостижению соответствующих показателей Генерального плана развития столицы.
До настоящего времени не была принята Комплексная схема градостроительного планирования территории пригородной зоны города Астаны, которая утверждена лишь в апреле т.г.
Как и во всех мегаполисах, в Астане из года в год усугубляется проблема парковок автомобилей, связанная как с увеличением количества автомашин в столице, так и с массовой застройкой города объектами гражданского назначения.
Однако, анализ показал, что не все строящиеся жилые комплексы обеспечиваются паркингами для автотранспорта. Соотношение количества введённых за 2011-2013 годы в эксплуатацию квартир и паркингов столицы составляет 199 машино-мест на 1000 квартир или 1 машино-место на 5 квартир.
Остро стоит вопрос также с нелегальной наружной (визуальной) рекламой, размещенных без соответствующих разрешений, что зачастую приводит к значительным потерям местного бюджета от недопоступлений налогов за их размещение.
Ревизионной комиссией также проведен анализ эффективности внедрения и использования инфокоммуникационных технологий в городе Астане, внедрение которых в целом соответствует проектным документам и целям «е-акимата».
В результате реализации «е-акимата» осуществлена интеграция отдельных информационных систем, что безусловно создает удобства для их пользователей.
Так, к примеру, в целях оказания государственных услуг через портал электронных услуг акимата города Астаны реализовано взаимодействие информационных систем акимата города Астаны с ГБД «Физические лица», ГБД «Юридические лица», ГБД «Регистр недвижимости» и ИС «Запись актов гражданского состояния».
Вместе с тем, анализ показал, что отдельные показатели конечных результатов Программы «Развитие электронного акимата» количественно не измеримы. Отдельные целевые индикаторы не отражают результаты деятельности государственных органов и имеет место дублирование показателей у различных государственных органов.
К примеру, показатель «повышение уровня компьютерной грамотности населения до 50%» присутствует как в Аппарате акима, так и в Управлении образования города Астаны.
Одновременно, в отчетном периоде проведена оценка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы и Дорожной карты занятости 2020, а также оценки уровня развития Индустриального парка.
Стоит отметить, что за 3 года реализации ГПФИИР в столице более 200 субъектов малого и среднего бизнеса получили поддержку, что позволило создать более 4 тысяч новых рабочих мест.
Эти и другие действенные меры позволили увеличить налоговые отчисления участников Дорожной карты бизнеса, которые только в 2013 году составили 1,7 млрд.тенге, что выше показателя 2012 года на 53,7%.
Вместе с тем, отмечается слабая динамика достижения ключевых показателей индустриального развития столицы, таких как доля промышленности в структуре ВРП, объем инвестиций в основной капитал, индексы физического объема промышленной продукции, обрабатывающей промышленности и машиностроения, увеличение доли несырьевого экспорта.
Наибольшее количество проектов в рамках Программы Дорожная карта бизнеса 2020 реализуется в сфере услуг (67,5%), что не соответствует основным задачам Программы ФИИР.
Отсутствует четкое взаимодействие между заинтересованными государственными органами, являющимися на местном уровне координаторами программ ФИИР, ДКБ 2020 и ДКЗ 2020, а также взаимодействие структур местного исполнительного органа по их реализации.
Подготовка и переподготовка специалистов осуществляется без учета их востребованности на рынке труда столицы, что значительно снижает эффективность выделяемых бюджетных средств. В результате, остается низкой доля граждан, трудоустроенных по обученным специальностям.
Большинство предприятий Региональной карты индустриализации не достигли проектных мощностей.
В целях привлечения инвесторов, на территории специальной экономической зоны потенциальным инвесторам выделяются земельные участки со всей инфраструктурой. Однако, процедура выделения земельных участков занимает длительное время.
Так, по тем или иным причинам с 2011 года не завершена процедура оформления земельных участков с такими предприятиями, как ТОО «BS Medikal surgery», ТОО «ASTANA BLOCAID», ТОО «ASTANA MEDIKAL EGUIPMENT» и ТОО «Аскар Тау KZ».
В то же время, отдельными участниками СЭЗ не соблюдаются принятые договорные обязательства по осуществлению строительно-монтажных работ и сдаче в эксплуатацию объектов в установленные сроки.
Ревизионной комиссией были рассмотрены также вопросы эффективности использования бюджетных средств, выделенных Управлению образования города Астаны и его подведомственным организациям на содержание общеобразовательных учреждений.
Основные проблемы действующей системы общего образования столицы это дефицит ученических мест, порядка 40% зданий школ превышают допустимые сроки службы эксплуатации, наблюдается дефицит преподавателей.
Имеющаяся в школах компьютерная и другая техника не позволяет использовать в полной мере возможности современных информационных технологий для совершенствования форм и методов учебной работы, а также для повышения эффектности управления системой образования.
В результате, по итогам первого квартала объем выявленных нарушений составил в сумме 275,1 млн.тенге, большинство из которых уже восстановлена либо возмещена в бюджет.
По выявленным проблемным вопросам и нарушениям Ревизионной комиссией по городу Астане даны соответствующие поручения и рекомендации всем заинтересованным ведомствам и организациям.
Ревизионная комиссия по городу Астане