Опубликовано в газете «Вечерняя Астана» от 02.08.2014 года №84 (3160)
Краткие итоги деятельности Ревизионной комиссии по городу Астане за первое полугодие 2014 года
В соответствии с утвержденным планом, в первом полугодии 2014 года Ревизионная комиссия по городу Астане провела всего 14 контрольных мероприятий, суммарный объем охваченных контролем средств составил 61,4 млрд.тенге, из которых 38,4% средств приходятся на средства, направленные на цели развития города Астаны (23,6 млрд. тенге).
При этом, объемы выявленных финансовых нарушений и нарушений процедурного характера составили 2,8 млрд.тенге.
Проведенные контрольные мероприятия были направлены на оценку эффективности реализации государственных и отраслевых программ структурными подразделениями акимата столицы, а также на соответствие использования бюджетных средств законодательству Республики Казахстан.
Итоги контрольно-аналитических мероприятий показали наличие отдельных системных недостатков в деятельности объектов контроля.
Так, проведенный анализ обеспечения полноты и своевременности поступлений в местный бюджет показали ежегодное поступательное увеличение доходной части в среднем на 21%, связанное как с улучшением бизнес-климата в столице, так и улучшением в целом налогового администрирования.
В свою очередь, увеличение поступлений позволяет планомерно решать поставленные задачи, в первую очередь, в социальной сфере столицы.
Наряду с этим, необходимо отметить о тенденции уменьшения со стороны налоговых органов проверок налогоплательщиков, что приводит к снижению доначисленных сумм налогов практически по всем кодам поступлений.
Несмотря на принимаемые меры, до сих пор отсутствует должное взаимодействие налоговых органов с уполномоченными органами акимата столицы, владеющими информацией об объектах налогообложения и об объектах, связанных с налогообложением, в части их получения.
Должным образом не проводится работа по системному мониторингу правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечислений неналоговых платежей в местный бюджет.
Одновременно, отмечаются значительные недопоступления в местный бюджет различных административных штрафов, налагаемых подразделениями органов внутренних дел Астаны. Отсутствие системного мониторинга исполнения наложенных административных штрафов со стороны Департамента внутренних дел, не налаженная система информирования плательщиков административных штрафов о суммах наложенных штрафов, зафиксированных специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, большинство из которых составляют нарушения правил дорожного движения, приводят к несвоевременности принятия соответствующих мер по взысканию административных штрафов в доход местного бюджета.
Стоит отметить, что поступления большинства административных штрафов, наложенных органами внутренних дел, обеспечиваются в результате рейдовых и иных специальных мероприятий органов внутренних дел (при проверках документов, оформлении сделок по купле-продаже автомобилей, прохождении технического осмотра и т.д.).
Несвоевременность принятия мер к принуждению плательщиков административных штрафов к уплате усугубляется также из-за несовершенства отдельных норм действующего законодательства.
В расходной части бюджета, несмотря на явные улучшения как качественных, так и количественных показателей освоения выделенных средств, остаются системными проблемы погашения дебиторской и кредиторской задолженности администраторами бюджетных программ, в особенности, по снижению задолженности прошлых лет.
Так, при снижении общей дебиторской задолженности на 21,8%, в 2013 году, как и в прошлые периоды, увеличилась доля задолженности прошлых лет к общей сумме задолженности до 65,7%.
Стоит подчеркнуть, что большинство администраторов бюджетных программ не принимают активных мер по погашению просроченной дебиторской задолженности в рамках действующего законодательством (в т.ч. через судебные и правоохранительные органы).
Кроме того, на рост дебиторской задолженности прошлых лет влияют также показатели роста текущей задолженности (т.е. текущего либо прошедшего финансового года).
Проведенный анализ деятельности объектов здравоохранения столицы показал, что финансовая дисциплина отдельных поликлиник города требует усиления контроля их деятельности со стороны Управления здравоохранения города Астаны.
Так, несмотря на ранее данные рекомендации Ревизионной комиссии по повышению финансовой дисциплины, городскими поликлиниками №№5, 6, 7 и ГКП «Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу» установлены различные нарушения, приведшие к искажениям показателей финансовой отчетности и бухгалтерского учета.
Кроме того, из-за высокой текучести кадров, сохраняется хронический дефицит квалифицированных медицинских кадров, связанный с низкой заработной платой при высоких психоэмоциональных нагрузках. Выявлены системные вопросы, связанные с низким качеством предоставления отдельных медицинских услуг в области родовспоможения и патронажа.
В области образования проведена оценка эффективности развития системы технического и профессионального образования в городе Астане.
Как и в прошлые периоды, в колледжах столицы не соблюдаются Типовые штаты работников государственных организаций образования и перечень должностей педагогических работников установлено, что приводят к необоснованным затратам.
В отдельных случаях нарушаются нормы затрат по предоставлению социальной помощи студентам из социально-защищаемых категорий граждан.
Требуют особого внимания и вопросы обеспеченности студентов и преподавателей колледжей местами в ведомственных общежитиях.
Одновременно, Ревизионной комиссией рассматривались вопросы реализации в городе Астане государственных программ жилищного строительства Республики Казахстан, сопровождающиеся, как известно, множеством проблем.
Итоги контроля показали, что из 30 жилых комплексов Программы, строящихся либо завершенных в настоящее время, 29 объектов с просроченными сроками завершения. Кроме того, определенные нарекания вызывает и качество строительных работ, которые в результате их устранения отражаются на сроках завершения объектов.
Остаются актуальными и вопросы своевременности корректировок проектно-сметных документаций, строительства дополнительных мансардных этажей, принятие завершенных объектов актами государственных комиссий с дальнейшей их передачей в коммунальную собственность.
Кроме того, в отдельных случаях имели место и факты оплаты за выполненные объемы работ после принятия объектов актами государственных приемочных комиссий, что противоречит нормам законодательства.
В результате вышеприведенных наиболее характерных отклонений и нарушений действующего законодательства, объекты не завершаются в сроки, а граждане своевременно не получают жилье.
Кроме того, на оттягивание сроков завершения жилых объектов оказывают влияние и несогласованность действий уполномоченных органов при подведении инженерных коммуникаций и благоустройстве прилегающих территорий.
Ревизионной комиссией проводились контрольные мероприятия по оценке эффективности управления активами государства в отдельных субъектах квазигосударственного сектора, где также установлены нарушения различных норм законодательства Республики Казахстан.
Вместе с тем, стоит отметить, что в целом по сравнению с предыдущими периодами объекты контроля оперативно принимают меры по устранению выявленных нарушений и принятию комплекса мероприятий по недопущению их впредь, что отражается на повышении эффективности использования бюджетных средств и управления активами государства.
Так, на сегодняшний день объектами контроля по итогам первого полугодия т.г. уже возмещены/восстановлены средства в сумме 1,4 млрд.тенге, что составляет 80% от объема выявленных нарушений.
По всем проблемным вопросам и выявленным нарушениям Ревизионной комиссией по городу Астане даны соответствующие рекомендации и поручения всем заинтересованным ведомствам и организациям.
Ревизионная комиссия
по городу Астане