Оценка эффективности привлеченных инвестиций на территорию специальной экономической зоны «Астана – новый город»

Статья посвящена исследованию роли специальной экономической зоны «Астана-новый город» в экономическом и социальном развитии столицы. В качестве объекта анализа рассматриваются развитие Индустриального парка, эффективность предоставляемых налоговых и таможенных преференций, а также другие меры государственной поддержи в рамках привлечения капиталовложений на территорию СЭЗ.

В статье освещены инновационные формы развития региона, привлечение иностранных инвестиций и расширение международного сотрудничества посредством стимулирования экспорта.

В целях активизации внешнеэкономических связей, поддержки отраслей экономики, решения социальных проблем, привлечения инвестиций, технологий и современного менеджмента широкое распространение в мировой экономике получили специальные экономические зоны – локальные территории в различных странах со специальным экономико-правовым льготным режимом хозяйствования.

Наиболее известными специальными экономическими зонами в мире являются «Силиконовая долина» в США, где производится более 20% мирового объема средств вычислительной техники и компьютеров, специальные экономические зоны Китая, а также Объединённых Арабских Эмиратов, один из которых (Дубай, ОАЭ) согласно международному рейтингу экономических зон в 2014 году [1] признана лучшей специальной экономической зоной в мире, создающей условия для ведения бизнеса.

В Республике Казахстан на сегодняшний день создано 10 [2] специальных экономических зон, одной из которых является СЭЗ «Астана – новый город» (далее - СЭЗ).

Территория СЭЗ [3] составляет 7 634,71 га, в состав которой входит Индустриальный парк №1 площадью 598,1 га, Индустриальный парк №2 площадью 433,1 га и городская легкорельсовая линия площадью 72,41 гектара.

Для роста деловой активности инвесторов на территории СЭЗ действуют льготный налоговый и таможенный режимы, государством создаются условия по строительству инфраструктурных сооружений, отводу земельных участков (аренда).

Так, по информации Департамента государственных доходов по городу Астана за 2010-2014 годы предприятиям СЭЗ,участвующим во внешнеэкономической деятельности, оказаны таможенные преференции на общую сумму 80,0 млрд. тенге. [4]

Кроме того, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан с 2012 года по 2014 год предоставлены налоговые льготы 53 участникам СЭЗ на сумму более 6,0 млрд.тенге. [5]

Обеспечение СЭЗ инфраструктурой является одним из ключевых условий для благоприятного развития и функционирования масштабных и капиталоемких производств, а также для привлечения средств инвесторов и заемного финансирования.

Так, по информации СЭЗ «Астана – новый город» в настоящее время Индустриальный парк обеспечен подстанцией, распределительными пунктами, магистральной теплотрассой протяженностью 3,4 км. [6]

Другим стимулятором инвестиций на территорию СЭЗ является предоставление земельных участков во временное возмездное землепользование (аренда) для осуществления приоритетных видов деятельности в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 469-IV «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан».

На сегодняшний день согласно данным СЭЗ «Астана – новый город» положительное решение Координационного совета на временное возмездное землепользование получили все участники СЭЗ, действующие на территории Индустриального парка.

Вышеуказанные рычаги привлечения инвестиций позволили привлечь на территорию СЭЗ значительный объем капиталовложений.

Так, согласно данным Комитета по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан по состоянию на 1 июля 2015 года в Единый реестр участников специальной экономической зоны включено 95 участников СЭЗ, основная доля которых задействована в сфере строительства 61% и остальные 39% в сфере промышленности.

Данными предприятиями реализуются 124 проекта, стоимостью 1201,2 млрд.тенге. [7]

С момента действия СЭЗ по настоящее время привлечено инвестиций на сумму 2257,6 млрд.тенге, из которых 106,6 млрд.тенге или 4,7% являются иностранными вложениями и 2 2151,0 млрд.тенге или 95,3% приходится на долю отечественных инвестиций. [8]

За последние пять лет согласно информации Управления государственных доходов «Астана – Жана кала» участниками СЭЗ выплачено налогов (ИПН, ИПН с иностранных лиц и СН) на более чем 17,0 млрд.тенге, предприятиями Индустриального парка произведено продукции на сумму 347,8 млрд.тенге, создано около 3 000 новых рабочих мест.

В рамках внешнеэкономической деятельности, которая является одной из основных целей создания СЭЗ, экспортировано продукции на сумму 9,1 млрд.тенге. [9]

В целях развития и внедрения инноваций в городе Астане, постановлением акимата города Астаны от 31 мая 2011 года № 30-484п на территории СЭЗ создано АО «Astana Innovations».

На сегодняшний день, по информации СЭЗ «Астана – новый город», количество инновационных предприятий (старт-ап-компаний) составило – 16, где создано более 70 рабочих мест, за период с 2012 года по 2014 годы реализовано более 170 инновационных проектов. [10]

Между тем, как показывает анализ, в функционировании СЭЗ имеют место некоторые проблемы.

Так, процент готовности необходимой инфраструктуры в Индустриальном парке обеспечен не в полном объеме и составляет 80%.

К примеру, протяженность автомобильной дороги составляет 18,7 км или 80% от необходимого километража, протяженность водопровода 23 км или 77%, бытовой канализации 22,4 км или 80%, ливневой канализации 33,5 км или 82%. [11]

Кроме того, по информации СЭЗ «Астана – новый город» в зоне Индустриального парка из 21 действующего производственного предприятия временным теплоснабжением обеспечены только 4 объекта (АО «Локомотив курастыру зауыты», ТОО «АБК-Максат», ТОО "Электровоз құрастыру зауыты", ТОО "Тұлпар-Тальго"), тогда как на остальных объектах теплоснабжение отсутствует, в связи с чем, инвесторами предусматривается автономное теплоснабжение.

Одной из основных причин неполного завершения работ по строительству инфраструктуры является несвоевременное выделение финансирования, которое не обеспечивалось в течение 3 лет (с 2012г. по 2014г.).

Кроме того, при предоставлении земельных участков во временное возмездное землепользование (аренда) отмечается долговременность процедуры их оформления, что, в свою очередь, сдерживает бесперебойную реализацию производственных проектов.

По данным Управления земельных отношений по состоянию на 1 полугодие 2015 года из 55 объектов, получивших положительное решение Координационного совета на аренду земельных участков, 17 находятся на стадии оформления. [12]

Вместе с тем, стоит отметить, что экспортом занимается лишь одно предприятие, АО «Локоматив курастыру зауыты», по выпуску тепловозов, которым с момента его действия создано 701 новое рабочее место, выпущено продукции на сумму 172,9 млрд.тенге, экспортировано 12 тепловозов в такие страны как Таджикистан, Украина, Киргизстан и Туркменистан.

Анализ деятельности введённых в эксплуатацию производственных предприятий показывает, что всеми предприятиями, кроме ТОО АБК «Максат» (ТОО АБК «Максат» создано 268 новых рабочих мест, произведено продукции на сумму 13,1 млрд. тенге), не выполняется проектная мощность, а большинством не достигается и половина запланированного объема производства.

Таким образом, несмотря на имеющуюся положительную тенденцию инвестиционной активности участников СЭЗ, отмечается отдельные проблемы, негативно отражающиеся на функционировании СЭЗ и требующие решений.

Во-первых, необходимо обеспечить своевременное финансирование в рамках строительства инфраструктуры для проектов Индустриального парка.

Во-вторых, разработать комплекс мер по снижению административных барьеров, в частности, ускорения процесса оформления земельных участков.

В-третьих, учитывая низкую долю иностранных капиталовложений на территории СЭЗ, необходимо проводить работу в направлении совершенствования сервисных услуг иностранным инвесторам, а также организовывать информационно-презентационные мероприятия за рубежом.

В-четвертых, отмечая слабую экспорториентированность предприятий СЭЗ (экспортирует 1 предприятие), необходимо разработать меры по развитию и продвижению экспорта, включающие мероприятия по продвижению товарных знаков, информационно-аналитическому содействию потенциальным экспортерам и другие мероприятия.

В-пятых, в рамках обеспечения достижения запланированной производственной мощности, необходимо разработать дополнительные инструменты координации участников СЭЗ при запуске проектов, создать дополнительные меры по укреплению платформы для коммерциализации товаров, производимых предприятиями Индустриального парка, в особенности для предприятий, реализующих проекты в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности.

Список использованных источников: 

1. fDiIntelligence Global Free Zones of the Year 2014
2. Данные Комитета по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию РК
3. Данные Управления администрирования специальной экономической зоны «Астана-новый город»
4. Данные Департамента государственных доходов по городу Астана
5. Данные Департамента государственных доходов по городу Астана
6. Данные Управления администрирования специальной экономической зоны «Астана-новый город»
7. Данные Управления администрирования специальной экономической зоны «Астана-новый город»
8. Данные Управления администрирования специальной экономической зоны «Астана-новый город»
9. Данные Управления администрирования специальной экономической зоны «Астана-новый город»
10. Данные АО «Astana Innovations»
11. Данные Управления администрирования специальной экономической зоны «Астана-новый город»
12. Данные Управления земельных отношений города Астана

А. Байдаулетова 
Член Ревизионной комиссии
по городу Астане

Статья опубликована в журнале «Мемлекеттік аудит - Государственный аудит» РГП «Центр по исследованию финансовых нарушений» Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета № 3 (28) 2015