Статья члена Счетного комитета по контролю за исполнением республиканкого бюджета Турлыбекова Е. К.
Опубликовано в общенациональной ежедневной газете «Казахстанская правда» 1 марта 2016 года №40 (28166)
Ерлан Турлыбеков: Между ревизионными комиссиями 2005 года и нынешними – огромная разница
Контрольные мероприятия Счетного комитета свидетельствуют о росте выделяемых трансфертов регионам. Однако данные средства не всегда используются с должной эффективностью. Особая роль в вопросах рационального использования средств местных бюджетов отводится органам внешнего государственного аудита регионов – ревизионным комиссиям.
За годы становления ревизионные комиссии благодаря постоянному вниманию Главы государства к вопросам повышения эффективности и качества системы государственного аудита и финансового контроля стали полноценными структурами, стоящими на страже средств местных бюджетов. О том, каким был путь ревизионных комиссий и как изменится их деятельность с принятием в ноябре прошлого года Закона «О государственном аудите и финансовом контроле», мы беседуем с членом Счетного комитета Ерланом Турлыбековым.
– Ерлан Кабыкенович, как отразится принятие Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» на деятельности ревизионных комиссий? Будет ли Счетный комитет координировать их работу в дальнейшем?
– Прежде всего надо сказать, что законом государственный аудит четко подразделяется на внешний и внутренний.
Основная задача внешнего аудита – оценка эффективного использования национальных ресурсов. Этими вопросами будут заниматься Счетный комитет и ревизионные комиссии регионов. Внутренний аудит будет проводиться уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту и службами внутреннего аудита центральных государственных и местных исполнительных органов.
Что касается нашего взаимодействия с ревизионными комиссиями, то Счетный комитет будет так же оказывать методическую помощь ревизионным комиссиям. Это мы делали и раньше. На протяжении всей работы поддерживали ревкомиссии, оказывали им информационную, консультационную поддержку, внедряли в их деятельность передовые стандарты. Кроме того, ежегодно осуществляли совместные контрольные (аудиторские) мероприятия, которые позволяют работникам ревизионных комиссий перенять у коллег из Счетного комитета практический опыт, более качественно решать поставленные задачи, то есть повышать эффективность деятельности.
Сейчас мы проводим работу по интеграции информационной системы Счетного комитета с информационными системами ревизионных комиссий, будем обмениваться необходимой информацией по вопросам внешнего государственного аудита.
С принятием закона мы также наделены дополнительной компетенцией по представлению от имени ревизионных комиссий их интересов во взаимодействии с центральными государственными органами. Кроме того, по согласованию с Администрацией Президента Счетный комитет будет вносить маслихатам регионов представление на назначение и освобождение председателя ревизионной комиссии.
– Ревизионные комиссии сегодня – полноценные органы внешнего государственного аудита. А несколько лет назад Счетный комитет, помнится, критиковал их деятельность…
– Считаю, чтобы отвечать вызовам времени и эффективно выполнять возложенные функции, любой государственный орган должен совершенствовать свою деятельность, применять новые методы работы, как говорится, не стоять на одном месте.
Счетный комитет действительно высказывал ранее серьезные замечания в отношении ревизионных комиссий. Мы говорили о проблемах в организации деятельности, нехватке высококвалифицированных специалистов, недостаточной численности работников, отсутствии четкой нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и порядок работы ревкомов. Кроме того, ревизионные комиссии не были полноценными органами внешнего финансового контроля. Они входили в состав аппарата маслихата. При этом председатель ревизионной комиссии избирался из числа депутатов, он участвовал в формировании и утверждении местного бюджета и в то же время как руководитель контрольного органа готовил заключение о его исполнении.
В этой ситуации было понятно, что о качественном контроле и объективной оценке полноты, эффективности исполнения местного бюджета не могло быть и речи…
Кардинальным образом ситуация изменилась в 2011 году. Главой государства был подписан Указ от 2 мая 2011 года № 67 «О совершенствовании органов внешнего государственного финансового контроля в регионах». В областях, городах Астане и Алматы были созданы самостоятельные государственные учреждения – ревизионные комиссии, подотчетные маслихатам.
Кстати, в текущем году исполняется пять лет с момента создания в регионах ревизионных комиссий. С момента образования проделана большая работа по повышению эффективности их деятельности и усилению роли в системе государственного управления.
Пользуясь случаем, хочу поздравить работников ревизионных комиссий с этой, может быть, и небольшой, но очень важной с точки зрения становления датой. Хочу подчеркнуть, что, несмотря на небольшой срок функционирования, ревизионные комиссии сформировались как полноценные независимые органы внешнего государственного аудита и финансового контроля, и деятельность их результативна. Поэтому желаю коллегам дальнейших успехов в работе.
Так, за 2015 год ревизионными комиссиями с учетом встречного контроля проверено 3 243 объекта контроля. Общая сумма выявленных ими нарушений составила свыше 780 миллиардов тенге, увеличившись в сравнении с 2014 годом в 2,4 раза. Из подлежащих восстановлению (возмещению) средств в установленные сроки восстановлено (возмещено) 135,3 миллиарда тенге, или 96%.
– Насколько эти качественные нововведения способствовали повышению эффективности внешнего контроля на местном уровне?
– Надо сказать, что принятыми мерами были созданы практически все необходимые условия для проведения ревизионными комиссиями действенного и результативного контроля.
Законодательное определение статуса органов внешнего контроля на местах, процедуры формирования состава ревкомиссий и порядка деятельности исключили их прямую зависимость от местных органов власти. Ревизионные комиссии были наделены достаточным количеством работников. В целом совершенствование законодательства в отношении ревизионных комиссий стало хорошим подспорьем для более полного охвата контролем местного бюджета. Поэтому смело могу утверждать, что между ревизионными комиссиями 2005 года и нынешними – огромная разница.
Сегодня ревизионные комиссии полноценно являются составной частью системы государственного аудита и финансового контроля. Объемы выявляемых ими нарушений растут.
– Неужели с принятием необходимой нормативной базы решены все проблемы ревизионных комиссий?
– Я не могу сказать, что никаких проблем в деятельности ревизионных комиссий сейчас нет. Я говорю о том, что за прошедшие годы в плане совершенствования деятельности ревизионных комиссий было сделано немало.
Создана качественная основа для деятельности ревизионных комиссий. Произошедшие изменения – это лишь очередной этап в построении эффективной системы государственного аудита. Для того чтобы в полной мере вывести ее на отвечающий лучшим мировым стандартам уровень, еще многое предстоит сделать. В реализацию норм Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» необходимо завершить подготовку всех необходимых подзаконных актов. Этим мы сейчас и занимаемся.
Необходимо также отметить, что в 2011 году был создан Координационный совет органов внешнего государственного финансового контроля. На заседаниях совета мы с председателями всех ревизионных комиссий обсуждали имеющиеся проблемы, находили пути их решения.
С принятием Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» Координационный совет объединяет все органы государственного аудита и финансового контроля, а не только внешние, как было ранее. Подчеркну, что решения совета теперь являются обязательными для исполнения всеми органами государственного аудита и финансового контроля.
– В нынешнем году и Счетный комитет отмечает юбилей. Что пожелаете своим коллегам?
– Действительно, 19 апреля высший орган государственного аудита страны отмечает 20-летие деятельности. Сформированный в 1996 году по прямому поручению Главы государства Счетный комитет стал основой системы внешнего государственного финансового контроля республики.
За годы становления и развития выявлены огромные суммы финансовых нарушений, триллионы тенге возвращены в бюджет. Сегодня Счетный комитет является независимым органом государственного управления, обладает всеми необходимыми полномочиями для проведения эффективного государственного аудита бюджетных средств.
Поздравляю своих коллег от всей души с этой знаменательной датой. Желаю всем работникам Счетного комитета крепкого здоровья, благополучия, новых профессиональных успехов в нелегком, кропотливом труде!
Беседовал Элдар Насыров,
«Казахстанская правда»