Разъяснение основных положений Послания Президента РК «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»
Президент Республики Казахстан в своем Послании от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», поставил задачу создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны и устойчивое продвижение в число 30 передовых стран.
Модернизация предусматривает пять основных приоритетов новой политики.
Первый приоритет – это ускоренная технологическая модернизация экономики, основными направлениями которой являются развитие концепции цифрового государства, развитие традиционных базовых отраслей, таких как промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор, продолжение индустриализации с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях, решение важнейшей задачи – обеспечение жильем населения путем реализации жилищной программы «Нұрлы Жер» и др.
Второй, обозначенный приоритет - кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды, целью которого является обеспечение к 2050 году вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50%.
Третьим приоритетом Глава государства назвал сохранение макроэкономической стабильности. Ключевой задачей здесь является восстановление стимулирующей роли денежно-кредитной политики и привлечение частного капитала в финансирование экономики.
Четвертым приоритетом Лидер нации определил улучшение качества человеческого капитала. Особое внимание будет уделено формированию IT-знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи.
Кроме того, наряду с системой образования будет меняться и система здравоохранения. Так, уже сегодня внедряется система обязательного социального медицинского страхования, основанная на солидарной ответственности государства, работодателей и граждан.
Пятым приоритетом обозначены институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией. В рамках реформирования большое внимание планируется уделить защите частной собственности и бизнеса, снижению наказания за правонарушения в предпринимательской сфере, борьбе с пропагандой религиозного экстремизма, в том числе в интернете и социальных сетях (киберпреступность), а также усилить работу по выявлению и искоренению причин и предпосылок коррупции.
В своем выступлении Глава государства обозначил ключевые задачи Третьей модернизации страны, одной из которых является приведение налогово-бюджетной политики к новым экономическим реалиям путем кардинального повышения эффективности бюджетных расходов, рационального использования средств Национального фонда, а также создания устойчивой системы мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора.
Решение указанных задач предъявляет новые требования и к государственному аудиту как составной части системы государственного управления, который должен отвечать новым ориентирам социально-экономического развития страны.
Необходимо особо отметить, важность проведения третьей модернизации на базе Плана нации «100 конкретных шагов».
Так, в реализацию 93 - шага принят Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле», где целью государственного аудита определено повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.
В целях исключения дублирования функций законодательством в сфере государственного аудита закреплена система органов государственного аудита, их компетенция и направления деятельности, общие и процедурные стандарты проведения государственного аудита, правила профессиональной этики государственных аудиторов и др.
Уполномоченными органами внешнего государственного аудита и финансового контроля являются Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионные комиссии, к компетенции которых относится осуществление аудита эффективности и соответствия, аудита консолидированной финансовой отчетности республиканского и местных бюджетов, аудита финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений и др.
Кроме оценки исполнения местного бюджета, ревизионные комиссии наделены полномочиями по оценке влияния деятельности местного исполнительного органа и субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной и других сфер государственного управления, а также реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан в части исполнения соответствующего бюджета и использования активов государства и др.
В целом, теперь аудиторская деятельность направлена не только на выявление нарушений, а в первую очередь на определение системных недостатков и проблемных вопросов, а также путей их решения.
Таким образом, становление и развития государственного аудита в Республике Казахстан является одним из необходимых условий успешной реализации задач, поставленных Лидером нации.
Цели и задачи, поставленные Президентом по стабилизации сложившейся ситуации амбициозны, но для решения этих задач, достижения поставленных целей Президент предложил алгоритм их выполнения и решения. Достичь этих задач можно только при всеобщей консолидации всех граждан многонационального и многоконфессионального Казахстана.