Статья главного специалиста Ревизионной комиссии по городу Астане Мухтархановой Г.С. «Развитие системы планирования в новой системе государственного аудита»

Опубликовано в газете «Вечерняя Астана» от 28.11.2017 года № 141 (3664)

Истоком становления новой системы государственного аудита явилась Концепция внедрения государственного аудита в Республике Казахстан, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан в 2013 году.

Основой же послужил План нации: 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, где конкретно обозначен 93 шаг – внедрение новой системы аудита.

Так, в ноябре 2015 года принят Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» (далее – Закон), где целью государственного аудита определено повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.

На мой взгляд, основными задачами Закона явились:

- создание единой методологии, планирования государственного финансового контроля, рациональное использование трудовых и иных ресурсов органов государственного аудита;

- исключение дублирования контрольных мероприятий на одних и тех же объектах путем усиления работы на этапе формирования плана аудиторских мероприятий на очередной год;

- эффективность механизма взаимодействия органов государственного аудита;

- целостность и системность деятельности органов государственного аудита;

- подготовка квалифицированных кадров путем сертификации государственных аудиторов.

Для решения вышеназванных задач утверждены общие и процедурные стандарты государственного аудита, правила проведения государственного аудита и взаимодействия органов государственного аудита и финансового контроля. Системой органов государственного аудита предусмотрена последовательность действий, начиная с планирования аудиторской деятельности заканчивая принятием решений по итогам аудита.

В деятельности органов государственного аудита более подробно можно отметить фундаментальный этап государственного аудита – планирование аудиторских мероприятий, который заключается в  формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год (далее – Перечень) на основании системы управления рисками (далее – СУР).

СУР представляет из себя комплекс мероприятий, направленных на выявление, идентификацию, оценку и анализ рисков и их факторов, на основе отчетных и других данных, выработку и принятие мер реагирования.

Согласно Типовым системам управления рисками формирование СУР проводится в 3 этапа: предварительный, основной и заключительный.

В предварительном этапе проводится сбор и обработка данных от объектов аудита, которые заполняются ими же в соответствии с приложениями типовой СУР.

Основной этап предполагает идентификацию рисков и определение их оценки.

Заключительный этап - это принятие решений о мерах реагирования по результатам СУР. То есть, в типовой СУР обозначены перечень критериев для идентификации рисков, на основе которых принимается решение об отнесении предмета и объекта государственного аудита к определенной группе риска.

Необходимо отметить, что формирование и ведение СУР проходит в информационной системе органов государственного аудита по методу стохастического моделирования Монте-Карло. А это значит, подсчеты и результаты выводятся автоматически.

Вместе с тем, несмотря на все плюсы использования СУР имеются и отдельные недостатки. К примеру, в некоторых случаях невозможно подтвердить достоверность и полноту данных, предоставляемых объектами аудита. В свою очередь, ответственность первых руководителей объектов аудита за достоверность и полноту, предоставленных данных для СУР, на законодательном уровне не регламентирована.

Наряду с этим, у органов государственного аудита со своей стороны отсутствует интеграция с информационными системами государственных органов (например «Е-Минфин», «Е-Казначейство», «Е-Статистика») и объектов аудита, что в свою очередь не позволяет производить достоверную и качественную оценку деятельности объекта аудита.

То есть, отсутствие интеграции и достоверность предоставляемой информации напрямую влияют на объективность оценки рисков.

Что же касается процедуры формирования перечня, то если до принятия Закона, планирование контрольной деятельности осуществлялось в соответствии с собранными базой данных и системы оценки рисков в ручном режиме, то сегодня планирование перечня и аудиторской деятельности происходит на последовательной и систематизированной основе.

Во-первых, как мы уже отметили выше, это результаты СУР в соответствии с Едиными принципами и подходами к системе управления рисками, применяемые органами государственного аудита и финансового контроля.

Во-вторых, Счетным комитетом создана и администрируется Единая база данных по объектам государственного аудита (далее – Единая база данных). Наполнение Единой базы данных материалами всех этапов государственного аудита позволит эффективно планировать аудиторскую деятельность, исключать дублирование аудиторских мероприятий.

Однако в функционировании Единой базы данных также есть и свои слабые стороны.  Так, на сегодняшний день отсутствует ее интеграция с системой «электронного правительства» и с информационными системами других государственных органов. Доступ к интеграции с данными информационными системами позволит получать и мониторить «реальную картину» деятельности объекта аудита.

Несмотря на свои минусы, Единая база данных и СУР являются основой взаимодействия органов государственного аудита.

Так, в соответствии с Правилами взаимодействия органы государственного аудита обмениваются проектами перечней и детализированными перечнями для исключения дублирования.

Также предусмотрен обмен перечнями и детализированными перечнями в случаях их изменения.

Кроме того, органы государственного аудита ежеквартально обмениваются реестрами фактически охваченных аудитом объектов и бюджетных программ, что позволяет рационально планировать и проводить аудиторские мероприятия.

Таким образом, с принятием Закона и подзаконных нормативных актов регламентирован порядок планирования аудиторской деятельности и взаимодействия органов государственного аудита.

Несмотря на все недочёты можно сделать вывод, что внедрение новой системы планирования привело к решению основной проблемы –  минимизации дублирования функций органов государственного аудита, повышению прозрачности и гласности деятельности органов государственного аудита.