Методом проб и ошибок: как формируется бюджет
Опубликовано в газете «Вечерняя Астана» от 01.06.2019 года № 63 (3896)
На днях Ревизионная комиссия столицы предоставила в городской маслихат заключение к отчету местного исполнительного органа об исполнении бюджета города Нур-Султан за 2018 год.
Насколько эффективно были использованы бюджетные средства в прошлом году, а также о позитивных изменениях, происходящих в бюджетном процессе в последнее время, рассказал Председатель Ревизионной комиссии города Иманжусуп АКПОМБАЕВ в интервью «Вечерке».
- Иманжусуп Латкенович, каковы, на ваш взгляд, результаты исполнения бюджета за 2018 финансовый год? Можете ли вы отметить положительную динамику развития социально-экономических показателей столицы?
- Прежде всего, стоит подчеркнуть, что в городе действительно наблюдается положительная динамика социально-экономических показателей. Например, по итогам 2018 года можно сделать вывод, что в столице сохраняется позитивное развитие многих отраслей экономики. К примеру, отмечается значительный рост промышленности. В результате ее доля в общем объеме ВРП достигла в 2018 году более 5%.
При этом отмечаем, что сократилась доля сферы строительства. В общем объеме она уменьшилась до 7,5% в 2018 году.
Учитывая значительный рост населения столицы, снизился уровень безработицы - с 4,6% в 2017 году до 4,5% в 2018 году. Однако считаю, что местным исполнительным органам необходимо усилить работу по обеспечению занятости и повышению уровня жизни населения.
Валовый региональный продукт по городу Нур-Султан за 9 месяцев 2018 года составил 3 975,8 млрд.тенге и по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (3 880,0 млрд.тенге) увеличился на 2,5%. Заняв в структуре ВВП страны 10%. В расчете на душу населения прирост ВРП по городу Нур-Султан за 9 месяцев 2018 года относительно аналогичного периода 2017 года (3 892,8 тыс.тенге) снизился на 90,8 тыс.тенге и составил 3 802 тыс.тенге. Таким образом, рост населения столицы в 2018 году опередил ее экономическое развитие.
- Эти показатели не могли не сказаться на доходной части бюджета…
– Безусловно. Львиную долю доходов бюджета - 95,2%, составили налоговые поступления (это 248,3 млрд.тенге или 60,2%), а также трансферты - 144,5 млрд. тенге или 35%. Фактическое исполнение поступлений бюджета за прошлый год составило 430 млрд.тенге или 100,9 % к скорректированному бюджету на отчетный финансовый год.
- Каковы результаты исполнения по расходам бюджета?
- Показатель исполнения по расходам бюджета столицы в 2018 году обеспечен на уровне 99,8% - при плане 431,070 млрд. тенге, освоено 431,747 млрд.тенге. Правда на своевременности освоения выделяемых средств отразились проведенные уточнения и корректировки бюджета. Они носили разнонаправленный характер как в сторону увеличения бюджета в первом полугодии, так и в сторону уменьшения во втором полугодии.
Стоит отметить что в отчетном периоде более 50% бюджета (51,1% или 220,6 млрд. тенге) приходится на развитие жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог и развития энергетического комплекса, при этом на социальную сферу приходится 30,5% (131,6 млрд.тенге).
Cоциальная сфера является важнейшим показателем, отражающим уровень развития каждого региона и страны в целом.
Это также относится и к столице, где отмечается рост данного показателя в абсолютных цифрах с 128,3 млрд.тенге в 2016 году до 131,6 млрд.тенге в 2018 году.
Ревизионной комиссией в отчетном периоде был проведен аудит использования средств, выделенных на обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в городе Нур-Султан.
Так за последние 3 года наблюдается устойчивый рост численности инвалидов, количество которых в столице в среднем увеличивается на 10% ежегодно.
К увеличению количества инвалидов, зарегистрированных в столице, кроме заболеваений приводит также миграция, связанная с привлекательностью столицы в части социальной поддержки инвалидов, наличия специалистов по реабилитации инвалидов по сравнению с другими регионами.
В связи с ростом количества инвалидов, растет и финансирование мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов, так на 2017 год было предусмотрено 1 923 250,0 тыс.тенге, а в 2018 году уже 2 103 129,0 тыс.тенге., которые обеспечиваются санаторно-курортным лечением, услугами по протезированию и обеспечению протезно-ортопедическими изделиями и др.
Выявленные нарушения в социальной сфере характерны для всех администраторов бюджетных пррограмм и вызваны прежде всего низким уровнем финансовой дисциплины объектов, а также отсутствием должного контроля за подведомственными организациями со стороны администраторов бюджетных программ.
Основная доля финансовых нарушений (89,0%), выявленных Ревизионной комиссией, приходится на несоблюдение Правил ведения бухгалтерского учета, основными причинами допущения которых являются недостаточная квалификация работников бухгалтерских служб и текучесть кадров.
Нарушения норм Бюджетного кодекса составили 5,0%, Налогового кодекса – 9,2%, нормы законодательств об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности – 10,7%, о государственных закупках – 0,9%.
В 2018 году объемы расходной части бюджета выросли с 381 млрд.тенге до 438 млрд.тенге или на 15,0%, к концу года снизившись до 431 млрд. тенге.
- Неоднократно депутаты маслихата поднимали вопрос качественного исполнения бюджета. Все ли управления выполнили запланированные бюджетные программы в полном объеме?
- Результаты аудиторских мероприятий Ревизионной комиссии свидетельствуют о том, что не во всех случаях обеспечивается эффективное использование бюджетных средств и активов государства. Имеются недостатки в планировании и реализации стратегических и программных документов.
К слову, из республиканского бюджета в бюджет столицы доведены трансферты и кредиты уточнением от 6 июня в сумме 26 млрд.тенге, однако уточнением от 22 ноября 11 млрд.тенге снова возращены в республиканский бюджет. Это указывает на неэффективное планирование бюджетных средств, отвлеченных из республиканского бюджета.
Кроме того, промежуточная оценка Программы развития столицы показала, что не по всем указанным в Программе развития проблемам обозначены способы решения - из 74 по 40 проблемам они отсутствуют.
Что касается инвестиционных проектов, то здесь также были выявлены недостатки планирования. Из 235 запланированных бюджетных инвестпроектов на сумму 115,5 млрд. тенге, к концу года их количество снизилось до 216 проектов, при этом бюджет возрос до 126 млрд.тенге. таким образом, напрашивается вывод, что эти проекты реализуются без четкой стратегии, что в конечном итоге влияет на достижение поставленных целей и задач.
Хотелось бы также отметить, что при реализации бюджетных инвестиционных проектов допускаются такие недостатки, как не соблюдение нормативных сроков строительства, что влияет на социально-экономические показатели города, а в отдельных случаях приводит к удорожанию стоимости проектов. Зачастую происходит затягивание сроков передачи объектов в коммунальную собственность и эксплуатирующим организациям. Это приводит к преждевременному износу объектов, а соответственно к неэффективности использования бюджетных средств. К тому же стоит отметить, что в городе отсутствует должный контроль за реализацией бюджетных инвестиционных проектов и взаимодействия между структурными подразделениями акимата, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и экономическим потерям.
- Депутаты маслихата обеспокоены суммой дебиторской задолженности городских ведомств. Каковы прогнозы возврата этих средств в бюджет города?
- Причины образования дебиторской задолженности практически неизменны – авансирование, неисполнение договорных обязательств, судебные разбирательства и прочее. В отдельных случаях дебиторская задолженность образуется в результате нарушений требований законодательства РК.
Сумма дебиторской задолженности в 2018 году составляла 42,3 млрд.тенге. Наиболее крупные ее объемы допущены Управлением топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства (19,5 млрд.тенге - 46% к общему объему дебиторской задолженности), Управлением строительства и жилищной политики – (14,8 млрд.тенге или 35%), Управлением транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (7,7 млрд.тенге – 18%).
В отчетном году наблюдается рост доли дебиторской задолженности прошлых лет в ее общем объеме с 64% до 76% в сравнении с 2017 годом. Данному обстоятельству в большей степени способствует не соблюдение администраторами бюджетных программ ежегодно утверждаемого акиматом Графика погашения задолженностей, который в отчетном году исполнен лишь на 32%.
По итогам 2018 года кредиторская задолженность увеличилась к уровню 2017 года на 27% (с 1,8 млрд.тенге в 2017 году до 2,3 млрд.тенге в 2018 году), и не исполнен график погашения кредиторской задолженности на 50% (с 1,8 млрд. до 0,9 млрд. тенге).
- На чем акцентирует внимание ревизионная комиссия при осуществлении государственного аудита?
- Особое внимание уделяется предложениям и замечаниям, высказанным депутатами маслихата, вопросам социальной сферы, комфорта жизнедеятельности граждан столицы. Так, в текущем году планируется проведение аудиторских мероприятий по темам образования и благоустройства территории города.
- По вашему мнению, на что необходимо обратить внимание структуре акимата, чтобы улучшить показатели финансовой и исполнительской дисциплины при использовании бюджетных средств?
- Необходимо принять меры по усилению взаимодействия и ответственности исполнительных органов акимата за планированием, реализацией и мониторингом Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы;
- обеспечить эффективное взаимодействие всех ответственных государственных органов и организаций с Департаментом государственных доходов по городу Нур-Султан в части увеличения поступлений налогов и платежей в местный бюджет;
- принять меры по качественной и эффективной реализации бюджетных программ с достижением прямых и конечных показателей, предусмотренных в бюджетных программах;
- в целях повышения эффективного использования бюджетных средств определить приоритетность реализации бюджетных инвестиционных проектов с учетом возможности бюджета;
Хотелось бы обратить внимание на деятельность субъектов квазигосударственного сектора, большинство из которых не взаимоувязаны со стратегическими целями и задачами по развитию города. Причиной этого, на мой взгляд, является отсутствие взаимодействия структурных подразделений акимата с субъектами квазигосударственного сектора.
В отчетном периоде проведено 18 аудиторских мероприятий с охватом бюджетных средств и активов государства в сумме 665,8 млрд.тенге. Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 67,1 млрд.тенге, объемы неэффективно использованных бюджетных средств и активов государства – 1,2 млрд.тенге. Из объемов финансовых нарушений подлежат восстановлению 66,8 млрд.тенге, из которых восстановлено 61,7 млрд.тенге (92,3%), подлежат возмещению в бюджет – 265 млн.тенге, возмещено – 106 млн.тенге.