12 июля текущего года на заседании Ревизионной комиссии по городу Астане рассмотрены итоги государственного аудита использования средств местного бюджета, направленных на поддержку и развитие предпринимательской деятельности столицы
Настоящим государственным аудитом проверены выделенные средства на поддержку субъектов предпринимательства в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» с общим охватом средств в сумме 8 629,9 млн. тенге.
Результаты аудиторского мероприятия Ревизионной комиссии свидетельствуют о том, что в целом принимаемые меры государственной поддержки положительно влияют на социально-экономические показатели столицы.
Так, доля МСБ в ВРП столицы по итогам 2016 года составила 57,4%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 11,4%.
По состоянию на 1 января 2018 года зарегистрировано 148 536 субъектов МСБ с ростом на 9,5%, из них юридических лиц – 57 315, индивидуальных предпринимателей – 91 097, крестьянских хозяйств – 124.
Численность занятых в сфере МСБ за январь-сентябрь 2017 года составила 325,2 тыс.единиц, по сравнению с соответствующим периодом 2016 года увеличилась на 11,5%. Свыше 60% экономически активного населения трудятся в сфере МСБ.
Выпуск товаров (работ, услуг) субъектами МСБ за январь-декабрь 2017 года составил 4 001,7 млрд. тенге и увеличился на 873,3 млрд. тенге по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, ИФО – 85,9%.
С начала реализации Программы ДКБ 2020 (с 2010 года) всего поддержано 896 проектов на общую сумму 144,9 млрд. тенге, в том числе в 2017 году одобрено 267 проектов на сумму 30,9 млрд. тенге, что на 79,2 % больше чем в 2016 году. В 2017 году выделено 3,9 млрд. тенге, освоено 100%.
В результате на предприятиях города сохранено свыше 8,0 тыс. имеющихся и более 5,3 тыс. новых рабочих мест (в том числе в 2017 году создано более 1 000 новых рабочих мест), в доход бюджета поступило 21,5 млрд. тенге налоговых платежей.
Вместе с тем, итоги аудиторского мероприятия, показали наличие ряда системных проблем, которые отражаются на эффективности их использования, достижении показателей прямых и конечных результатов.
Во-первых, аудитом установлено, что в отдельных бюджетных заявках отсутствуют расчеты и обоснования о необходимости выделения бюджетных средств.
К примеру, Управлением по инвестициям и развитию предпринимательства города Астаны не обеспечено представление полной и достоверной информации и расчетов бюджетной заявки на сумму 1,8 млрд. тенге по бюджетным программам 010 и 069.
Во-вторых, по бюджетной программе 002 «Поддержка частного предпринимательства в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» не соблюден принцип результативности бюджетной системы, а именно не достигнут показатель конечного результата – создание 129 рабочих мест.
В-третьих, произведенный выборочный анализ отчетов по мониторингу проектов, по которым оказана государственная поддержка, имеет место неэффективное использование бюджетных средств, о чем свидетельствуют решения о предоставлении неоднократных дополнительных сроков для проведения повторного мониторинга по отдельным проектам, факты возвратов нецелевого использования кредитных средств и невозможности проведения дополнительного мониторинга, в связи с отсутствием субъектов предпринимательства.
Так, в нарушение пунктов 6 и 12 статьи 4 Бюджетного кодекса Управлением по инвестициям и развитию предпринимательства города Астаны неэффективно использованы бюджетные средства в общей сумме 6,0 млн.тенге (выявлены по результатам мониторинга в 2017 году), направленные на поддержку субъектов по проектам ИП «DAUT» и ТОО «Центр инноваций_СТ».
По отдельным проектам приняты решения о продлении сроков проведения мониторинга, в некоторых случаях дополнительный мониторинг назначается в третий раз.
При этом, аудитом отмечается, что нормативными документами не регламентирован порядок продления сроков проведения мониторинга, а именно не предусмотрена частота назначения дополнительных мониторингов, что в свою очередь влияет на итоги реализации проектов и не позволяет оценить достижение показателей эффективности.
В-четвертых, отдельные проекты, профинансированные в рамках государственных грантов для реализации новых бизнес-идей, являются не рентабельными и имеют высокий удельный вес не подтверждения целевого использования (из охваченных аудитом 8 отчетов по мониторингу по грантам – 6 отчетов с «отрицательными» результатами).
По итогам заседания Ревизионной комиссии принято постановление и даны соответствующие поручения и рекомендации.