Об итогах государственного аудита использования бюджетных средств, выделенных на содержание и развитие автомобильных дорог города Астаны

На заседании Ревизионной комиссии по городу Астане подведены итоги государственного аудита использования бюджетных средств, выделенных на содержание и развитие автомобильных дорог города Астаны, проведенного в государственном учреждении «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны» (далее – Управление).

Ключевые показатели развития транспортной сферы демонстрируют устойчивую динамику роста.

Так, за период с 2013 по 2017 годы объем перевезенных грузов увеличился на 22% с 124,1 млн. тонн в 2013 году до 151,6 млн. тонн в 2017 году, перевозка пассажиров увеличилась за этот период в 1,2 раза с 1 961,0 млн. человек в 2013 году до 2 528,5 млн. человек в 2017 году, объем услуг оказанных транспортом в 2017 году составил 605 615,5 млн. тенге, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 4,2% (560 225,9 млн. тенге).

Динамичное развитие транспортной сферы не осуществимо без устойчивого развития транспортной системы и дорожной инфраструктуры.

Анализ финансирования строительства дорог показывает положительную динамику: если в 2016 году на развитие и улучшение транспортной инфраструктуры было выделено 37 390,8 млн. тенге, то уже в 2017 году было выделено 60 647,2 млн. тенге.

Проводимые мероприятия по модернизации транспортной системы и развитию дорожной инфраструктуры позволили существенно улучшить пропускную способность улиц, повысить уровень транспортной мобильности в столице.

Вместе с тем, развитие Астаны в качестве транспортного хаба астанинской агломерации, увеличение количества транспортных средств, устойчивый рост населения усиливают нагрузку на дороги, не позволяют одновременно решить существующие проблемы в транспортной сфере.

На сегодняшний день актуальными вопросами в сфере транспорта остаются: растущая нагрузка на автодороги, обусловленная стремительным увеличением количества автотранспортных средств, в том числе транзитного, в результате чего существенно возрастает износ дорожного полотна, низкая пропускная способность улиц, недостаточное количество парковочных мест также отрицательно сказывается на пропускной способности дорог, отсутствие альтернативных видов транспорта, низкое качество обслуживания автопарками.

Государственным аудитом установлены многочисленные нарушения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан.

Общая сумма финансовых нарушений составила 2 624,2 млн. тенге, которая полностью подлежит восстановлению в учете.

По итогам аудита выявлено 31 процедурное нарушение, 6 фактов нарушений законодательства, связанных с деятельностью объекта государственного аудита.

Объем неэффективно использованных бюджетных средств составил 393,4 млн. тенге.

Объектом аудита допускается формальный подход к составлению бюджетных заявок, в которых отсутствуют подтверждающие документы, обеспечивающие достоверность расчетов.

Так, по бюджетной программе 004 «Обеспечение функционирования автомобильных дорог» на 2017 год запланированы и утверждены бюджетные средства на общую сумму 5 500,0 млн. тенге.

При этом, в ходе аудита установлено, что запланированные средства по участкам улиц не соответствуют фактической стоимости предоставленных сметных расчетов, что привело к излишнему планированию бюджетных средств на сумму 424,9 млн. тенге.

Также в ходе аудита выявлены многочисленные нарушения законов Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «Об автомобильных дорогах» в части несвоевременного заключения договоров на сопровождение авторским и техническим надзором, некачественного технического сопровождения проектов.

В соответствующие уполномоченные органы для возбуждения административных производств направлены материалы по 34 фактам выявленных нарушений норм законодательства.

По многим проектам завершены строительно-монтажные работы, участки автодорог и инженерные сети эксплуатируются, однако данные проекты не введены в эксплуатацию в установленном законодательством порядке.

К примеру, объект «Реконструкция ул. Джангильдина на участке от ул. Сарыарка до пр. Республики» завершен, остаток к оплате по договору составляет 62,2 млн. тенге, однако объект эксплуатируется более 2 лет, но не сдан в эксплуатацию до настоящего времени. Всего аудитом установлено 12 объектов, не введенных в эксплуатацию в установленном порядке.

Установлено, что технический надзор на объектах осуществляется одним специалистом, что физически не представляется возможным, в связи с большим объемом работ, в некоторых случаях один и тот же специалист осуществлял технический надзор на 3 объектах одновременно.

Вследствие вышеизложенного, государственным аудитом установлено некачественное выполнение работ на общую сумму 68,2 млн. тенге

Одним из проблемных вопросов, выявленных в ходе аудита, является превышение сроков строительства над нормативными сроками, что впоследствии приводит к необоснованным затратам бюджета в виде финансирования удорожания проектов, содержания незавершенных объектов, необходимости финансирования корректировок проектно-сметных документаций и т.д.

Аудитом установлено, что в рамках среднего и текущего ремонта дорог, Управлением проводится капитальное строительство дорожной инфраструктуры без разработки проектно-сметной документации, тогда как строительство объектов с устройством дорожного основания и благоустройством осуществляется по проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

По итогам заседания Ревизионной комиссии Управлению даны соответствующие поручения и рекомендации.