14 февраля 2019 года на заседании Ревизионной комиссии по городу Астане подведены итоги государственного аудита эффективного управления активами квазигосударственного сектора в АО «Aстана Innovations»
Итоги государственного аудита показали, что основными причинами и условиями, способствовавшими нарушениям и недостаткам, являлись ненадлежащее соблюдение законодательства в сферах бюджета, информатизации, бухгалтерского учета, корпоративного управления АО «Aстана Innovations» (далее - Общество), Правил разработки, утверждения планов развития контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, государственных предприятий, а также мониторинга и оценки их реализации, отсутствие регулярного мониторинга внутренних правовых актов Общества на соответствие действующим нормам и положениям законодательных актов Республики Казахстан.
Так, Обществом не были актуализированы условия Кодекса корпоративного управления в соответствии с нормами Типового кодекса корпоративного управления для акционерных обществ с государственным участием. При этом, первоначально Кодекс Общества утвержден решением Единственного акционера лишь 5 апреля 2016 года или спустя 3 года и 11 месяцев со дня образования Общества. Государственным аудитом было выявлено отсутствие дивидендной политики Общества, правил по назначениям, оценке и преемственности руководителя и членов правления Общества, функций Правления Общества по обеспечению надлежащего управления рисками и внутреннего контроля, также документа, регламентирующего процедуры по отбору, формированию и оценке персонала, в целях обеспечения открытости и прозрачности отбора кандидатов на вакантные должности. В Обществе не формируется пул работников кадрового резерва. Работники не проходили оценку своей деятельности на ежегодной основе.
Документ - Концепция проекта «Smart Astana», согласно которого Общество является оператором и координатором, с 2012 года утверждался в новой редакции трижды.
Указанное привело к тому, что в Дорожной карте по реализации проекта «Smart Astana» к Концепции 2018-2021 года не актуализированы мероприятия СКОЖ, реализуемые с 2012 года и направленные на повышение качества жизни горожан и затрагивающие вопросы личной и общественной безопасности, культуры, здравоохранения, жилищного обеспечения и туризма, на создание которых ранее были выделены бюджетные средства в сумме 2 650 млн.тенге (в 2012 году – 2 млрд. тенге, в 2014 году – 650,0 млн.тенге).
Обществом запланированные ключевые показатели результативности планов развития достигнуты не полностью. Так, из 5 показателей прямого результата, запланированных на 2016 год, Обществом достигнуто 2 показателя (60%), в 2017 году из 18 показателей прямого результата достигнуто 15 показателей (83,3%). При этом, отдельные показатели Планов развития, выбранные Обществом, не позволяют оценить результативность деятельности Общества, так как не отражают объемы выполненных работ и услуг за отчетный период.
Отдельные ключевые показатели инновационных проектов, утвержденных в Дорожной карте не измеримы для Общества, так как не связаны с деятельностью и функциями Общества.
В нарушение законодательства Республики Казахстан не введены в промышленную эксплуатацию система «Видеонаблюдение», находящаяся в опытной эксплуатации с 12 мая 2015 года, и система «Фотовидеофиксация нарушений ПДД», находящаяся в опытной эксплуатации с 25 февраля 2016 года.
Эксплуатация и использование камер подсистем видеонаблюдения и фотовидеофиксации осуществляется Обществом ненадлежащим образом. На момент государственного аудита 77 камер находятся в нерабочем состоянии, 18 видеокамер простаивают с момента ввода в связи с их повреждением, не приняты Обществом соответствующие меры по надлежащей эксплуатации 7 програмно-аппаратных комплексов «Вокорд» и соответствующих комплексов, состоящий из 140 единиц, на 1 перекрестке (Мәңгілік Ел-Ұлы Дала) и 1 пешеходном переходе (Қарасай батыр). Только по указанной причине сумма неэффективно используемых активов Общества составила 117,4 млн. тенге.
Также, до настоящего времени не введены в промышленную эксплуатацию ИИС «Smart Astana» («ВЕБ-Портал и мобильное приложение Smart Astana»), однако бюджетные средства уже выделяются на модификацию ранее реализованных сервисов веб-портала «Smart Astana».
Отдельные модули, подлежащие разработке в рамках модернизации ИИС «Smart Astana» не реализованы. В то же время в реализованных модулях допущены существенные недостатки:
в категории «Городские услуги» - на веб-портале из 7 реализованных сервисов не работали 2 сервиса, в мобильном приложении из 12 реализованных сервисов недоступен сервис «Резюме», также отсутствует сервис «Поиск избирательного участка»;
в категории «Здравоохранение» - на веб-портале реализованный сервис «Моя поликлиника» не работает;
в категории «Образование» - на веб-портале и в мобильном приложении по сервису «Расписание секций и кружков» предоставлена информация о расписаниях секций и кружков лишь по 2 организациям;
в категории «Мои платежи» - в мобильном приложении из 4 реализованных сервисов недоступен сервис «Оплата секций и кружков»;
в категории «Коммерческие услуги» - в мобильном приложении недоступен сервис «Няни и сиделки»;
в категории «Транспорт» - на веб-портале отсутствует сервис «Навигатор»;
в категории «Досуг» - в мобильном приложении отсутствует сервис «Радио»;
в категории «Активный житель» - в мобильном приложении на сервисе «Опрос жителей и гостей» отражается лента новостей, тогда как в данном сервисе предусмотрены участие пользователя в опросах города, а также получение информации о средних оценках, проголосовавших за каждый вопрос, и количестве баллов пользователя.
Анализ расходов на предмет экономного использования финансовых и материальных ресурсов в Обществе показал, что в Обществе отсутствует методика формирования ценообразования услуг Общества в рамках реализации инновационных проектов (портал и мобильное приложение «Smart Astana», Портал открытых данных, СКОЖ), формирование цен осуществляется исходя из затратного метода, который включает в себя отнесение всех расходов Общества, в том числе расходов периода на себестоимость услуг. Вследствие увеличения расходов, связанных с текущим содержанием Общества из года в год увеличиваются расходы по реализации проектов «Smart Astana».
Выявлены недостатки и тенденция роста затрат по оплате труда, на рост затрат повлияло ряд повторяющихся из года в год системных нарушений, влияющих на эффективность использования активов Общества.
В целом, по результатам государственного аудита установлены нарушения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан на общую сумму 1 168,4 млн.тенге, в том числе финансовые нарушения на 800,5 млн.тенге (из них 799,1 млн. тенге – к восстановлению, 1,4 млн.тенге – к возмещению в доход Общества), неэффективное использование бюджетных средств и активов Общества на 367,9 млн.тенге, а также 105 процедурных нарушений и 26 системных проблем и недостатков в деятельности объекта аудита.
Материалы государственного аудита, в части нарушений требований Закона от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности» и Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», направлены в уполномоченный орган для принятия процессуального решения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях».
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.