Итоги государственного аудита эффективности реализации подушевого финансирования и бюджетных средств, выделенных на питание учащихся в организациях образования

18 июля 2024 года проведено очередное заседание с участием депутатов маслихата Ревизионной комиссии города Астаны где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности реализации подушевого финансирования и бюджетных средств, выделенных на питание учащихся в организациях образования.

Государственный аудит соответствия проведен в Управление образования города Астана и его подведомственных организациях, в том числе: 5-ти организациях среднего образования (Школа-гимназия №4, Школа-лицей №15, Школа-лицей №28, Школа-лицей №37, Школа-лицей №84) и 2-х организациях дошкольного образования (Ясли-сад №22, Ясли-сад №49). 

Несмотря на меры, принимаемые государством по повышению статуса педагогов, существует ряд повторяющихся системных нарушений бюджетного и иного законодательства, а также недостатков в деятельности организаций образования.

Анализ соответствия штатного количества сотрудников Типовым штатам работников государственных организаций образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года N 77 и Типовым штатам работников государственных организаций образования, утвержденных приказом и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 21 июля 2023 года №224, показал завышение штатных единиц по всем объектам аудита, осуществляющих деятельность в сфере среднего образования. В результате повлекшее неэффективное планирование и использование бюджетных средств, выделенных на оплату труда за период 2021-2023 годы на общую сумму 58 097,0 тыс.тенге (Школа-гимназия №4 - 15 675,1 тыс.тенге, Школа-лицей №15 - 10 644,0 тыс. тенге, Школа-лицей №28 - 5 543,5 тыс. тенге, Школа-лицей №84 - 24 201,2 тыс.тенге, Ясли-сад №22 – 582,1 тыс.тенге, Ясли-сад №49 - 1 451,1 тыс.тенге).

Не соблюдаются требования норм законодательства Республики Казахстан при утверждении фонда оплаты труда работников государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, тем самым необоснованно Управлением образования утверждены должностные оклады руководящего состава и главных бухгалтеров 4-х государственных предприятий в штатном расписании без соответствующего решения местного исполнительного органа. (Школы-гимназии №4, Школы-лицей №15, Школы-лицей №28 и Школы-лицей №84)

При заключении договоров государственных закупок с организациями образования не указывается точное количество учащихся (контингента) и норматив подушевого финансирования, определивший объем финансирования, что противоречит требованиям норм размещения образовательного заказа.

На систематической основе допускаются нарушения по исчислению заработной платы и доплат педагогам общеобразовательных школ, необоснованно устанавливаются сверхнормативные педагогические нагрузки при совместительстве должностей.

Допускается превышение установленных законодательством пределов учебной нагрузки должностных единиц по основной работе и совместительству директорам и заместителям директора организаций среднего образования неправомерно начислены и выплачены заработные платы на общую сумму 18 046,1 тыс.тенге, а также допущено превышение 24-часового рабочего дня преподавателей на общую сумму 271 494,3 тыс.тенге (Школа-гимназия №4 - 10 001,3 тыс.тенге, Школа-лицей №28 - 7 618,2 тыс. тенге, Школа-лицей №37 – 426,6 тыс.тенге).

В нарушение Бюджетного кодекса Управлением образования необоснованно принято решение о заключение дополнительного соглашение со Школой-лицей №84, что привело к необоснованной выплате премий, не являющейся экономией. В результате допущена необоснованная выплата работникам предприятий премии, превышающая должностные оклады на общую сумму 68 133,4 тыс.тенге (Школа-лицей №37 - 860,0 тыс.тенге, Школа-лицей №84 – 67 273,4 тыс.тенге).

Допускаются факты приема на основную работу работников, имеющих не профильное образование, назначения на должность сотрудников, не отвечающих утвержденным квалификационным требованиям.

Присутствуют факты искажения данных финансовой отчетности организаций образования, отдельными объектами не на должном уровне ведется бухгалтерский учет.

Кроме того, отмечаются факты превышения должностных полномочий главными бухгалтерами, бухгалтерами на общую сумму 19 082,5 тыс.тенге.

К примеру, главный бухгалтер и бухгалтер Школы-гимназии №4 через банк казначейства и банки второго уровня необоснованно начисляли и перечисляли денежные средства на личные карт-счета в сумме 10 534,9 тыс.тенге, а также на счета работников на общую сумму 4 219,2 тыс.тенге.

Аналогичные факты необоснованного перечисления бюджетных средств (в виде заработной платы, отпускных, пособий на оздоровления) осуществлялись главным бухгалтером и бухгалтером Школы-лицей №84 в общей сумме 4 328,4 тыс.тенге.

Кроме того, допущен факт использования средств в нарушение бюджетного законодательства путем расходования бюджетных средств на содержание объекта (пристройки к основному зданию школы на 300 ученических мест), не принятого на баланс Школы-лицей №28 (в связи с отсутствием акта приема-передачи) на общую сумму 32 623,7 тыс. тенге (на выплату заработной платы в сумме 20 160,0 тыс.тенге и коммунальные расходы в сумме 12 463,7 тыс.тенге).

Также установлено несоответствие утвержденного перспективного меню требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих нормы и стандарты организации питания для обучающихся в организациях образования (меню не учитывает возрастные физиологические особенности обучающихся, а также не включает отдельные продукты, входящие в рацион детей).

Допускаются системные нарушения и недостатки законодательства о государственных закупках в части:

- необоснованного заключения договоров о государственных закупках;

- невзыскания неустойки за нарушение сроков оказания услуг/поставки товаров;

- не принятия мер по расторжению заключенных договоров в связи с невнесением обеспечения исполнения договорных обязательств и включению поставвщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Общая сумма установленных финансовых нарушений составила 334 796,6 тыс.тенге, в том числе подлежащих возмещению в доход бюджета на сумму 180 378,5 тыс.тенге (возмещено до заседания – 158 515,3 тыс.тенге), восстановлению на сумму 154 408,1 тыс. тенге (восстановлено до заседания – 154 206,7 тыс.тенге), а также установлены факты неэффективного планирования бюджетных средств на общую сумму 419 480,8 тыс.тенге, неэффективно использованных бюджетных средств и активов государства – 172 119,8 тыс. тенге, экономических потерь – 3 785,0 тыс.тенге, 224 нарушений процедурного и 10 системного характера.

По результатам аудита Ревизионной комиссией в соответствующие органы для привлечения к административной ответственности направлены материалы по 21-му факту по 7-ми организациям, работники двух организаций привлечены к административной ответственности по 3-м фактам, с оплатой штрафа.

По итогам аудита Ревизионной комиссией разработаны поручения и рекомендации для устранения выявленных аудиторским мероприятием нарушений и недостатков.