Итоги государственного аудита эффективности использования средств, выделенных на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов
4 апреля 2024 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия), где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности использования средств, выделенных на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, который показал, что реализация строительства 4 физкультурно-оздоровительных комплексов в г. Астана, расположенных в районе «Байконыр», пересечение улиц Ондирис и С638 (далее – ФОК Ондирис), в районе «Сарыарка», жилой массив Коктал, пересечение улиц Баршин и Қайнар (далее – ФОК Коктал), в районе «Есиль», жилой массив Ильинка, пересечение улиц Қожанұлы и Жәменке (далее – ФОК Ильинка), в районе «Алматы», жилой массив «Железнодорожный», в районе пересечения улиц №17 и ЖД2 (далее – ФОК Железнодорожный), осуществляется с нарушением сроков, предусмотренных документами государственного планирования. До настоящего времени ФОК Ильинка и ФОК Железнодорожный не введены в эксплуатацию.
При этом ФОК Ильинка в нарушение законодательства эксплуатируется без ввода в эксплуатацию. ФОК Железнодорожный до настоящего времени является незавершенным строительством по причине отставания подрядчика от графика производства.
Привлеченным экспертом установлено, что при проектировании ФОКов допущены нарушения действующих строительных норм:
- допущено остекленение витражными окнами более чем на 50 %, тогда как согласно нормам, для климатических условий столицы коэффициент остекленности фасада должен быть не более 25 %;
- по отдельным позициям для разработки проектно-сметной документации ФОК Ильинка и ФОК Железнодорожный использованы прайс-листы потенциальных поставщиков без расшифровки отпускной цены.
Более того, при строительстве ФОКов допущены отклонения от проектной документации без проведения необходимых процедур, предусмотренных законодательством. При этом в отдельных случаях отклонения от проектной документации столь существенные (в части инженерно-технических и (или) технологических проектных решений, включая замену инженерного и (или) технологического оборудования, выполненных при строительстве), что требуют согласно законодательству корректировки проектно-сметной документации с проведением повторной экспертизы, которые не сделаны. Допущенные отклонения создают риски невозможности надлежащей эксплуатации ФОКов и дополнительных бюджетных расходов.
В целом по ФОКам также допущено принятие невыполненных объемов работ и отсутствующего оборудования, а также работ и оборудования, не соответствующих проектно-сметной документации, на общую сумму 408 503,5 тыс. тенге.
В отдельных случаях допущенные при строительстве ФОКов нарушения повышают опасность их эксплуатации, в том числе пожарную опасность (отсутствие огнезащитного покрытия основных элементов металлоконструкций, отсутствие надлежащих соединений конструкций зданий).
Управлением строительства города Астаны в недостаточной степени осуществлялась работа по обеспечению подрядчиками исполнения договоров по строительству ФОКов, в том числе не проведена работа по включению подрядчика ТОО «УМИРЗАК» в реестр недобросовестных поставщиков за неисполнение условий договора.
Тренажерный зал в ФОК Ильинка укомплектован не в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, что ограничивает возможности тренировочных процессов для достижения спортивных результатов. При этом ФОК Ильинка оборудован для проведения занятий по минифутболу, волейболу, баскетболу. Однако, занятия по вышеуказанным командным видам спорта не осуществляется. Кроме того, установлено, что в здании ФОК Ильинка не функционируют предусмотренные проектной документацией ЦОН, полиция, библиотека, буфет, кофе-бар.
В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 425 795,6 тыс. тенге, из них подлежащие возмещению 28 494,7 тыс. тенге и восстановлению 397 300,9 тыс. тенге, неэффективное использование бюджетных средств – 360 149,9 тыс. тенге, сумма возможных потерь и упущенной выгоды – 9 876,5 тыс. тенге, 62 процедурных нарушений и 4 системных недостатка.
По результатам аудита материалы по 16 фактам Ревизионной комиссией направлены в соответствующие органы для привлечения к административной ответственности.
В целях устранения установленных нарушений и недостатков по итогам аудита Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.