Итоги государственного аудита эффективности обеспечения государственными органами полноты и своевременности неналоговых поступлений и поступлений от продажи основного капитала в местный бюджет

17 августа 2023 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности обеспечения государственными органами полноты и своевременности неналоговых поступлений и поступлений от продажи основного капитала в местный бюджет, который показал, что государственными органами, охваченными аудитом, обеспечены неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала в доход бюджета города Астана за период аудита на общую сумму 74 006 192,4 тыс. тенге, из них:

- ГУ «Департамент полиции города Астаны Министерства внутренних дел Республики Казахстан» (далее – Департамент полиции) на общую сумму 19 948 731,8 тыс. тенге, в том числе в 2021 году – 9 861 233,4 тыс. тенге и в 2022 году – 10 087 498,4 тыс. тенге;

- ГУ «Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Астаны» (далее – Управление архитектуры) на общую сумму 9 243 228,4 тыс. тенге, в том числе в 2021 году – 5 970 306,0 тыс. тенге и в 2022 году – 3 272 922,4 тыс. тенге;

- ГУ «Управление жилья и жилищной инспекции города Астаны» (далее – Управление жилья) на общую сумму 44 814 232,2 тыс. тенге, в том числе в 2021 году – 21 391 970,6 тыс. тенге и в 2022 году – 23 422 261,6 тыс. тенге.

Вместе с тем, аудит показал, что данная деятельность проверенными государственными органами осуществлялась с определенными нарушениями и недостатками.

Так, аудит в Департаменте полиции показал, что основной причиной, препятствующей эффективному сбору неналоговых платежей в виде административных штрафов и других платежей в бюджет, налагаемых Департаментом полиции является несовершенство информационных систем, используемых для их наложения и обработки, в том числе:

- не полная автоматизация процесса сбора и обеспечении поступлений административных штрафов;

- расхождение данных в используемых информационных системах;

- функционирование не всех опций и модулей информационных систем;

- недостаточная интеграция используемых информационных систем.

Кроме того, надлежащему привлечению к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения и, соответственно, сбору административных штрафов препятствует отсутствие регистрации транспортных средств с иностранными номерами в ИС ЕРАП.

В результате данных недостатков не обеспечено своевременное поступление в доход бюджета штрафов и других платежей на общую сумму 2 597,1 тыс. тенге, а косвенные потери бюджета составили 5 381 928,8 тыс. тенге.

Аудит в Управлении архитектуры показал, что на стадии прогнозирования поступлений допускаются нарушения и недостатки, в том числе: не применяется предусмотренные законодательством методики прогнозирования поступлений бюджета, не ведется прогнозирование по отдельным видам неналоговых поступлений, формируются не все предусмотренные отчеты.

В нарушение действующего законодательства Управлением архитектуры не обеспечено заключение договоров сервитутов с управлениями транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны, охраны окружающей среды и природопользования города Астаны и топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астаны.

Не принятие Управлением архитектуры необходимых мер по исполнению договоров купли продажи земельных участков привело к косвенным потерям бюджета на общую сумму 127 727,5 тыс. тенге. Более того в результате отсутствия надлежащего контроля за исполнением условий данного вида договоров в местный бюджет не поступило 3 488,5 тыс. тенге в виде выкупной стоимости от продажи земельных участков.

В результате отсутствия надлежащего взаимодействия с НАО «Правительство для граждан» Управлением архитектуры не осуществляется контроль, что привело к незаконной регистрации договоров купли-продажи права временного возмездного пользования земельными участками с юридическими и физическими лицами привело к незаконной регистрации договоров, в результате которой не поступило в местный бюджет 28 856,7 тыс. тенге.

При этом в ходе аудита установлен факт, когда в рамках договора, утратившего силу в результате невнесения единовременного платежа по истечении 15 дневного срока, Управлением архитектуры допущено незаконное заключение дальнейшей сделки по передачи земельного участка в субаренду.

Также аудит показал наличие определенных пробелов и недостатков Земельного кодекса РК и других нормативно-правовых актов в данной сфере.

Аудит в Управлении жилья также показал, что на стадии прогнозирования поступлений допускаются нарушения и недостатки. Так, прогнозирование на 2021-2022 год по кодам КБК 201507 (неналоговые поступления), КБК 301103,301107 (продажа основного капитала) осуществлялось без проведения  оценки их поступлений по текущему году с учетом уровня инфляции на прогнозируемый год, без расчетов доходов в бюджет по заключенным договорам аренды (найма), приватизации и площади квартир, переданных к продаже по введенным в эксплуатацию многоквартирным жилым комплексам и стоимости 1 кв. м жилья, установленной стратегическими и программными документами РК.

Встречная проверка в КГУ «Жилищный фонд» акимата города Астаны (далее – Жилищный фонд) показала, что  мониторинг своевременности внесения платы по договорам приватизации жилищ из коммунального жилищного фонда города Астана и жилищного фонда Жилищного фонда выполняется на «Базе данных» Управления, которая ведется вручную в таблице эксель (excel) по заключенным договорам приватизации жилища, где платежи и начисления заносятся вручную на основании выгрузки клиента казначейства К2 форма № 2-43 по КБК 301107. Согласно Базе данных в 2021 году заключено 678 договоров, в 2022 году – 525 договоров. Таким образом, существенным недостатком для эффективной и своевременной работы по выполнению возложенных Положениями функций является отсутствие автоматизации для формирования детализации начислений и платежей по заключенным договорам приватизации жилья из государственного жилищного фонда (КБК 301107).

Договора найма регистрируется в системе Реестра государственного имущества. При этом в результате ручной редкой (не более одного раза в год) обработки платежей нанимателей (КБК 201507) до октября 2022 года и отсутствия в системе данных по платежам до 2018 года данные  Госреестра  (www.gosreestr.kz) могут отображать некорректный  (недостоверный) отчет о сумме задолженности в разрезе нанимателя на отчетную дату, что является существенным недостатком.

Следствием ненадлежащего функционирования информационных систем явились установленные аудитом в Жилищном фонде факты неуплаты в срок арендных платежей по заключенным договорам найма (аренды) жилища, предоставленных из государственного жилого фонда (18 396,5 тыс. тенге), и платежей по договорам приватизации (1 071,9 тыс. тенге) за 2021-2022 год на общую сумму 19 468,4 тыс. тенге.

В нарушение действующих правил в 151-м случае нарушен установленный срок заключения договоров найма жилища с нанимателем (пятнадцать календарных дней с момента решения жилищной комиссии о заселении), в результате в 76-ти случаях местный бюджет недополучил 592,5 тыс. тенге, что является прямыми потерями бюджета.

В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 71 638,9 тыс. тенге, из них подлежащие поступлению в бюджет 71 638,9 тыс. тенге (в ходе аудита поступило 49 190,0 тыс. тенге), прямые (косвенные) потери бюджета – 5 510 248,8 тыс. тенге, 30 процедурных нарушений и 72 системных недостатков.

По результатам аудита для привлечения к административной ответственности направлены материалы в соответствующие органы.

По итогам аудита в целях устранения установленных нарушений и недостатков Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.