Итоги государственного аудита эффективности деятельности отдельных организаций здравоохранения в рамках оказания первично медико-санитарной помощи
29 июня 2023 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности деятельности отдельных организаций здравоохранения в рамках оказания первично медико-санитарной помощи.
Аудит показал, ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №2» акимата города Астаны, ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №4» акимата города Астаны и ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №12» акимата города Астаны (далее - Поликлиника №2, Поликлиника №4 и Поликлиника №12) в целом проводится определенная работа, направленная на качественное оказание населению первичной медико-санитарной помощи.
Вместе с тем, проведенный анализ объектов государственного аудита выявил ряд системных недостатков и нарушений и наличие резервов для повышения эффективности деятельности медицинских организации.
Поликлиникой №12 с 4 февраля по 31 декабря 2022 года деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, осуществлялось с истекшим сроком лицензией, новая получена лишь в мае 2023 года (от 3 мая 2023 года №23010472).
В нарушении законодательных актов оказывались услуги, не предусмотренные уставом (стерилизационные услуги), а также прейскурантом цен на платные услуги (услуги специалистов, анализы) (Поликлиника №2, Поликлиника №12).
При средней 91,4% оснащенности медицинских организаций города Астаны по состоянию на 1 июня 2023 года, по Поликлинике №2 оснащенность составила 90,21%, Поликлинике №4 - 92,84% и Поликлинике №12 - 89,47%, в тоже время имеются подразделения в поликлиниках, требующие дооснащения до норматива потребности в целях оказания качественной медицинской помощью (лаборатория, кабинет рентгенодиагностики, кабинет офтальмолога, кабинет сестры-хозяйки, кабинет уролога, кабинет стоматолога, кабинет отоларинголога, кабинет физиотерапевта).
В связи с недостаточной оснащенностью медицинским оборудованием Поликлиники вынуждены заключать договора на оказание услуг другими организациями.
В тоже время в ходе аудита установлены нарушения при приобретении и использовании медицинского оборудования. Так, медицинские оборудования Поликлиники №2 (с июня 2022 года) и Поликлиники №4 (с августа 2022 года) на общую сумму 9 424,0 тыс.тенге не используются по назначению. Кроме того, в Поликлинике №12 с мая 2022 года не используется медицинское оборудование со стоимостью 5 840,4 тыс. тенге.
Установлены не функционирующие здания стоящие на балансе Поликлиники № 4 и Поликлиники № №2 (площадью 422,8 кв.м. и 89,0 кв.м).
По причине высокой текучести кадров (Поликлиника №2 – 20%, Поликлиника №4 – 22,7%, Поликлиника №12 – 22,2%) отмечается неполная укомплектованность кадров организаций первичной медико-санитарной помощи.
Анализ мероприятий за 2021 и 2022 годы, направленные на повышение квалификации и обучения медицинских работников, показал на имеющие факты нарушения прав работников отрасли здравоохранения поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретенные профессиональные знания, умения и навыки, а также освоить новые (дополнительные) компетенции внутри основной специальности. О чем косвенно свидетельствует, выявленные работниками Фонда социального медицинского страхования на объектах аудита нарушения (дефекты оказания медицинской помощи).
Пробелом остается норма в Правилах оплаты услуг субъектов здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, определяющая линейную шкалу (лимит) при оплате медицинскими организациями оказанных медицинских услуг, которая противоречит и не соответствует принципам в области здравоохранения (доступности медицинской помощи и обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи).
Установлены нарушения при использовании фонда оплаты труда на общую сумму 7 570,7 тыс.тенге, в том числе: Поликлиника №2 - 1 061,9 тыс. тенге, Поликлиника №4 - 209,1 тыс. тенге; Поликлиника №12 – 6 299,7 тыс.тенге.
Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств и активов государства на сумму 645 620,2 тыс.тенге, из них подлежащие возмещению 10 358,5 тыс.тенге (возмещено до проведения заседания 1 271,0 тыс. тенге), восстановлению 635 261,7 тыс.тенге (восстановлено до проведения заседания 633 202,6 тыс. тенге), сумма неэффективного планирования средств составила 367 550,4 тыс. тенге, неэффективного использования средств составила 824 139,6 тыс.тенге, установлены факты упущенной выгоды и экономических потерь на общую сумму 119 599,0 тыс.тенге, а также установлено 103 процедурных нарушений и 43 системных проблем и недостатков.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.