Итоги государственного аудита консолидированной финансовой отчетности местного бюджета местного бюджета за 2021 год.
12 мая прошло очередное заседание Ревизионной комиссии, где рассмотрены итоги государственного аудита консолидированной финансовой отчетности местного бюджета (далее – КФО МБ). По результатам аудита КФО МБ администраторов бюджетных программ (далее – АБП) аудиторами выражено мнение с оговоркой. За исключением влияния на финансовую отчетность обстоятельств, изложенных в пунктах заключения, содержащем основание для выражения мнения с оговоркой, финансовая отчетность (КФО) Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Управления цифровизации и государственных услуг, Управления образования, Управления топливно-энергетического комплекса отражает достоверно во всех существенных отношениях, финансовое положение по состоянию на 31 декабря 2021 года, результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2021 год в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Согласно консолидированной финансовой отчетности об исполнении бюджета города Нур-Султан за 2021 год в целом активы увеличились на 206,4 млрд. тенге (или на 8,7 %) и составили по итогам года 2 568,8 млрд. тенге, в том числе краткосрочные активы – 173,7 млрд. тенге и долгосрочные активы – 2 395,1 млрд. тенге.
При этом за 2021 год доля чистых активов/капитала незначительно увеличилась, с 87,3 % до 87,7 % и их размер по итогам 2021 года составил 2 253,5 млрд. тенге, увеличившись на 190,1 млрд. тенге (или на 9,2 %).
Одновременно общий объем обязательств консолидированной финансовой отчетности об исполнении бюджета города Нур-Султан за 2021 год вырос на 16,2 млрд. тенге (или на 45,3 %) и составил по итогам года 315,4 млрд. тенге, в том числе краткосрочных обязательств – 189,4 млрд. тенге и долгосрочных обязательств – 126,0 млрд. тенге.
Формирование консолидированной финансовой отчетности об исполнении бюджета города Нур-Султан за 2021 год осуществлено путем консолидации КФО МБ 30 администраторов местных бюджетных программ, консолидирующих в свою очередь финансовую отчетность 127 подведомственных государственных учреждений.
Проведенные аудиторские процедуры, на уровне консолидации финансовой отчетности местного бюджета, показали существенные нарушения и недостатки при консолидации отчетности 11 из 30 администраторов бюджетных программ, которыми при составлении консолидированной финансовой отчетности в нарушение действующего законодательства допущены факты несоответствия с данными бухгалтерского учета, не подтверждения первичными бухгалтерскими документами и неверной классификации активов на общую сумму 57 446,2 млн. тенге.
По итогам государственного аудита установлены нарушения законодательства при ведении бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, повлекших искажение консолидированной финансовой отчетности местного бюджета на сумму 73 196,0 млн. тенге, в том числе финансовые нарушения на сумму 57 528,5 млн. тенге, из них подлежащих восстановлению по бухгалтерскому учету - 57 446,2 млн. тенге (восстановлено в ходе аудита – 2 608,1 млн. тенге), нарушения бюджетного законодательства и иного законодательства при использовании бюджетных средств подлежащих возмещению в доход местного бюджета – 16,3 млн. тенге (возмещено в ходе аудита – 92,1 тыс. тенге), восстановлению – 66,1 млн. тенге. По итогам аудиторских мероприятий выявлены факты неэффективного планирования бюджетных средств на общую сумму 439,1 млн. тенге, неэффективно использованных бюджетных средств 360,6 млн. тенге, а также выявлены 82 нарушения процедурного и 23 системного характера.
Управлением активов и государственных закупок не обеспечено проведение инвентаризации активов государственными организациями в соответствие с «Единой методикой ввода данных объектов учета в реестр государственного имущества, а также проведения инвентаризации, паспортизации и переоценки государственного имущества», утвержденным приказом МФ РК от 15 декабря 2011 года № 636.
Так, по данным бухгалтерского учета в Управление транспорта с 2017 года числятся 72 объекта со стоимостью 31 975,1 млн. тенге, по которым отсутствуют подтверждающие документы и не проводилась инвентаризация объектов. Установлены факты неправильного отражения операций по бухгалтерскому учету на общую сумму 13 733,9 млн. тенге. Аналогично, Управлением образования неправильно отражены операции по бухгалтерскому учету на сумму 21 579,4 млн. тенге, также не отражены на балансе инвестиции в подведомственные ГККП в составе долгосрочных финансовых инвестиций (увеличение уставного капитала), что привело к искажению КФО МБ на 13 856,8 млн. тенге.
Управлением энергетики в бухгалтерском учете завышена фактическая стоимость незавершенного строительства на сумму 95,9 млн. тенге, операция по оприходованию введенного в эксплуатацию объекта в октябре 2020 года, произведена в 2021 году, или завышена его стоимость на 96,3 млн. тенге.
За нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и в сфере строительства, к административной ответственности привлечены должностные лица 13 администраторов, по 4 (четырем) статьям Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
По итогам заседания Ревизионной комиссией проведен семинар-совещание с участием главных бухгалтеров и заместителей руководителей АБП, курирующих финансовые вопросы, где были рассмотрены наиболее значимые и системные нарушения в ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности.