Государственный аудит эффективности обеспечения Управлением активов и государственных закупок города Нур-Султан полноты и своевременности неналоговых поступлений, а также поступлений от продаж основного капитала в местный бюджет
24 декабря 2021 года на очередном заседании обсуждены итоги государственного аудита эффективности обеспечения Управлением активов и государственных закупок города Нур-Султан полноты и своевременности неналоговых поступлений, а также поступлений от продаж основного капитала в местный бюджет.
В целом Управлением активов выполняются задачи и функции в рамках управления коммунальным имуществом, связанного с обеспечением неналоговых поступлений и поступлений от продаж основного капитала, Управлением активов обеспечено выполнение установленных плановых показателей в разрезе видов поступлений, закрепленных за ним постановлением акимата.
Вместе с тем, установлено, что деятельность по обеспечению поступлений в доход бюджета неэффективна и осуществляется с определенными нарушениями и недостатками.
Так, Управлением активов не проводится работа по обеспечению платы за сервитут по земельным участкам, находящимся в коммунальной собственности, тогда как согласно постановлению акимата данный вид неналоговых поступлений закреплен за ним, фактически данные функции исполняются Управлением архитектуры. При этом в Положении об Управлении активов эта функция не предусмотрена, то есть положение не актуализировано в соответствии с данным постановлением акимата. Кроме того, внутренние документы: Положении об Управлении активов, положение о структурном подразделении, должностные инструкции не актуализированы в соответствии с действующим законодательством и не соответствуют друг другу.
В целом планирование и организация деятельности Управления активов находится не на должном уровне: не разработаны внутренние документы, регламентирующие деятельность, система распределения функциональных обязанностей должностных лиц не эффективна, планирование деятельности по обеспечению своевременности и максимизации поступлений в доходную часть местного бюджета не ведется.
Прогнозирование объемов поступлений осуществляется в нарушение действующей методики без учета оценки их поступлений в текущем году (отчетном периоде), а также отсутствуют соответствующие расчеты по отдельным видам поступлений. При этом не обеспечивается достаточная точность изначального планирования прогнозных значений либо не осуществляется совсем, что влияет на полноту и своевременность исполнения бюджета. На практике осуществляется утверждение пессимистических планов поступлений с дальнейшей их корректировкой по фактическим поступлениям.
Управлением активов не на должном уровне осуществляется мониторинг за фактическими поступлениями части чистого дохода и дивидендов контролируемых государственных предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, не контролируется полнота и своевременность их перечислений. Не контролируется полнота и достоверность размещения контролируемыми организациями в государственном реестре финансовых отчетностей и отчетов по исполнению плана развития, а также исполнение плана развития в результате организациями допускаются факты не размещения данных отчетностей либо размещение недостоверных отчетностей, что снижает возможность принятия мер по обеспечению полноты и своевременности поступлений.
В результате не обеспечено своевременное и полное перечисление части чистой прибыли 3-х товариществ с ограниченной ответственностью на принадлежащие государству долю участия в уставном капитале (в рамках КБК 201402) на общую сумму 97 576,6 тыс. тенге, в том числе в 2019 году – 394 тыс. тенге, в 2021 году – 97 182,6 тыс. тенге, а также 19-ю государственными предприятиями (в рамках КБК 201102) не обеспечена полнота и своевременность платежей части чистой прибыли на сумму 62 943,5 тыс. тенге, в том числе в 2019 году 10 818 тыс. тенге, в 2020 году – 33 817,5 тыс. тенге, в 2021 году – 18 308 тыс. тенге.
При этом 29-ю государственными коммунальными предприятиями нарушены сроки перечисления части чистого дохода, и не обеспечено начисление и перечисление пени в сумме 15 903,3 тыс. тенге, в том числе в 2019 году – 103 тыс. тенге, в 2020 году – 13 642,6 тыс. тенге, в 2021 году – 2 157,7 тыс. тенге.
Более того, органами управления организаций коммунальной собственности в нарушение постановлений акимата города Нур-Султан принято решение о не выплате отдельными субъектамим квазигосударственного сектора части чистой прибыли и дивидендов, в результате чего упущенная выгода местного бюджета составила 2 397 758,6 тыс. тенге (в том числе за 2019 год - 256 504,0 тыс. тенге, 2020 год - 528 036,0 тыс. тенге и 2021 год - 1 613 218,6 тыс. тенге).
Также Управлением активов не на должном уровне осуществляется мониторинг за фактическими поступлениями от аренды имущества, находящегося в коммунальной собственности города, не контролируется полнота и своевременность их перечислений, не включаются в веб-портал сведения после утверждения актов приема-передачи объекта при расторжении или истечении срока договоров. При этом, балансодержателями помещений, сдаваемых в аренду, не всегда контролируется соблюдение площадей занимаемых арендаторами помещений.
В результате не обеспечено проведение работы по взысканию арендных платежей с арендаторов по 7 договорам на общую сумму 5 436,9 тыс. тенге и пени по 10 договорам на общую сумму 2 075,0 тыс. тенге, а также по 2 договорам допущено превышение фактически занимаемой площади над площадью, предусмотренной условиями договоров.
В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 184 430,5 тыс. тенге, в т.ч. подлежащие поступлению в доход бюджета 184 430,5 тыс. тенге, из них в ходе аудита возмещено в доход бюджета 175 880,3 тыс. тенге, сумма возможных потерь и упущенной выгоды 2 397 758,6 тыс. тенге, 33 процедурных нарушений и 12 недостатков.
Для привлечения к административной ответственности Ревизионной комиссией в уполномоченные органы материалы направлены по 24 фактам.
В целях устранения установленных нарушений и недостатков Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.