29 апреля 2021 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан
На заседании Ревизионной комиссии подведены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств Управлением цифровизации и государственных услуг города Нур-Султан (далее – Управление).
По итогам проведенного аудита отмечается, что существуют ряд нарушений и недоработок со стороны Управления при разработке и утверждении внутренних документов, в части отсутствия Планов работ на разные периоды, дублирования Положении и несоответствия должностных инструкций.
Формальный подход при планировании прямых показателей бюджетных программ, отсутствие показателей прямых и конечных результатов, объемов планируемых бюджетных средств на плановый период, а также низкий контроль со стороны Управления привели к искажению данных в отчете о реализации бюджетных программ.
Низкое качество планирования бюджетных программ, выраженное необеспечением полноты и достоверности информации к расчетам, содержащимся в бюджетных заявках (отсутствие документов, подтверждающих ценообразование товаров и услуг), привели к неэффективному планированию бюджетных средств.
Установлены факты неэффективного использования бюджетных средств, так при наличии трудовых ресурсов по сопровождению компьютерной техники, необоснованно запланированы расходы на закуп услуг от сторонних лиц по сопровождению компьютерного оборудования. Кроме того, использование 14-ти морально устаревших информационных систем, обновление которых не целесообразно, также привело к неэффективному использованию государственного имущества.
Также отмечается низкий контроль со стороны Управления за исполнением договорных обязательств сторонними организациями. К примеру, по договору на оказание услуг государственной поддержки инновационной деятельности в городе Нур-Султан, заключенного с АО «Астана Innovations» оказанные услуги не соответствуют требованиям, указанных в технической спецификации (отсутствуют подтверждение заявленных стартап проектов), что привело к необоснованному расходованию бюджетных средств без подтверждения достоверности оказанных услуг на сумму 46 540,1 тыс. тенге.
Кроме того, по отдельным договорам, заключаемым с АО «Астана Innovations» также отсутствуют калькуляций по затратам в рамках оказания услуг, не позволяющие дать соответствующую оценку оказываемым услугам и влияющие на прозрачность понесенных затрат Управлением.
Аудитом установлены факты по выплате поощрения работникам Управления в виде единовременного вознаграждения за одно и то же отличие, без подтверждающих документов на общую сумму 6 555,2 тыс. тенге и необоснованное завышение активов, приведшее к искажению данных бухгалтерского баланса на общую сумму 291 717,7 тыс.тенге.
Наряду с положительной стороной внедрения проекта «Сергек» таких как снижение количества дорожно-транспортных происшествий, имеются и проблемные вопросы, затрагивающие как регулирование отношений между партнерами государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), так и оборудование Объекта ГЧП. Госаудитом отмечается, что в условиях Договора ГЧП отсутствуют конкретные требования по каким видам расходов несут выплаты операционных затрат, что влияет на прозрачность затрат Управления, при этом, периодически заключаемые дополнительные соглашения к договору ГЧП данный недостаток не устраняется.
Несмотря на выявленные и зафиксированные в актах соответствия нарушения обязательств по обеспечению технических или эксплуатационных характеристик Объекта ГЧП, Управлением и предыдущим госпартнером произведены компенсационные выплаты частному партнеру в полном объеме, без вычета сумм, подлежащих удержанию в размере 528 479,5 тыс.тенге (за 2018-2020 годы).
В ходе проведения аудита установлено, что обработка поступивших данных о правонарушениях из системы «Сергек», которые являются объемными по количеству проводится только тремя сотрудниками Управления административной полиции Департамента полиции города Нур-Султан, при этом принятие решения о составлении административного протокола принимается самостоятельно аттестованными сотрудниками, что может порождать за собой риски коррупционного характера. Так, на основе принятых решений данных сотрудников только по итогам 2020 года в бюджет поступило 6 395 166,7 тыс.тенге с учетом оплаченных штрафов по сокращенному производству.
Кроме того, проведенный анализ нормативных документов применения поощрений государственных служащих города Нур-Султан в разрезе государственных органов показал, различное их применение, связанное с отсутствием Типового порядка (правил) применения поощрений, что по оценке Ревизионной комиссии, является недостатком и пробелом в правовом регулировании требующего восполнения.
В целом по результатам государственного аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 873 292,5 тыс. тенге, из которых 581 574,8 тыс. тенге подлежат возмещению (возмещено до проведения заседания 80 723,3 тыс. тенге, подлежит возмещению 500 851,5 тыс. тенге), 291 717,7 тыс. тенге восстановлению (восстановлены в ходе аудита 291 717,7 тыс. тенге), неэффективное использование бюджетных средств составило 207 108,7 тыс. тенге, 24 процедурных нарушения и 10 недостатков.
Кроме того, по 3 фактам административных правонарушений должностными лицами Управления в порядке сокращенного производства в бюджет оплачена сумма в размере 511,3 тыс. тенге.
В правоохранительные органы для принятия процессуальных мер направлены 3 факта с признаками нарушений.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, государственным органам даны соответствующие поручения и рекомендации.