20 февраля 2020 года на заседании Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан рассмотрены итоги государственного аудита эффективности планирования, использования бюджетных средств и управления активами государственных предприятий в сфере общественного здравоохранения

Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан, рассмотрев итоги  государственного аудита эффективности планирования, использования бюджетных средств и управления активами государственных предприятий в сфере общественного здравоохранения, отмечает, что в целом данная деятельность Управлением общественного здравоохранения города Нур-Султан и его подведомственными организациями осуществляется в соответствии с целями, обозначенными в Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 176 (далее – Государственная программа «Денсаулық»), в Программе развития города Нур-Султан и в соответствующих бюджетных программах.

По охваченным аудитом бюджетным программам все предусмотренные показатели прямого и конечного результата Управлением общественного здравоохранения города Нур-Султан (далее – Управление) достигнуты.

Вместе с тем, отмечаем, что отдельные индикаторы цели Программы развития города Нур-Султан «Обеспечение доступности здравоохранения и культивирование здорового, спортивного образа жизни» не достигнуты.

Кроме того, отсутствует сбалансированность между индикаторами и показателями Государственной программы «Денсаулық», Программы развития города Нур-Султан и бюджетных программ. Планирование и реализация бюджетных программ осуществлялась с нарушениями.

При реализации мероприятий бюджетных программ допущены нарушения и имели место недостатки.

Так, договора с организациями, осуществляющими управление вновь введенными объектами здравоохранения, заключались без определения комиссией объемов гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) и утверждения Управлением тарифов на оказание услуг ГОБМП.

В нарушение бюджетного законодательства Управлением осуществлены капитальные расходы, связанные с укреплением материально-технической базы ТОО «Центральная дорожная больница», на общую сумму 1 108 207,9 тыс.тенге (в 2018 году – 650 203,9 тыс.тенге, за 9 месяцев 2019 года – 458 004 тыс.тенге), тогда как допускаются капитальные расходы на укрепление материально-технической базы только государственных предприятий.

Аудитом также отмечено, что средства, выделяемые ежегодно на проведение мероприятий в рамках оказания услуги ГОБМП призывникам (приписникам) не полностью покрывают фактические расходы по прохождению медицинской комиссии призывниками (приписниками) для службы в армии. При этом отсутствует механизм расчета количества услуг на 1 призывника (приписника), в частности не обеспечена прозрачность подсчета количества консультаций у профильных врачей (в каких случаях обязательные осмотры, а в каких случаях дополнительные обследования).

Функции уполномоченного органа по управлению подведомственными организациями общественного здравоохранения осуществлялись с нарушениями и недостатками.

Так, в нарушение действующего законодательства до подведомственных организаций Управлением не доведены цели и задачи, ключевые показатели, характеризующие деятельность государственных предприятий в 2017-2019 годах. Не подтверждено Управлением и доведение лимитов административных расходов.

Кроме того, не на должном уровне осуществлялось развитие современного менеджмента в системе здравоохранения путем расширения полномочий наблюдательных советов и внедрения коллегиальных исполнительных органов (правление), предусмотренного Государственной программы «Денсаулық» на 2016-2019 годы, при этом допущен ряд нарушений Закона о госимуществе, в том числе:

- Управлением не осуществлялась оценка деятельности членов наблюдательного совета в 2017-2018 годах;

- организационная структура предприятий не утверждалась наблюдательным советом;

- на заседание наблюдательного совета не полностью реализуются предусмотренные полномочия;

- Управлением не определен срок полномочий отдельных наблюдательных советов государственного предприятия на праве хозяйственного ведения;

- наблюдательными советами не разрабатывались Положения о секретаре;

- заседания наблюдательных советов проводились менее одного раза в квартал;

- не принимались решения наблюдательных советов о распределении части чистого дохода, оставшегося в распоряжении государственного предприятия на праве хозяйственного ведения по итогам 2017 и 2018 годов;

- на заседания наблюдательных советов не выносились вопросы определения количественного состава, срока полномочий службы внутреннего аудита, назначения его руководителя и членов, определения порядка работы службы внутреннего аудита, размеров и условий оплаты труда и премирования работников службы внутреннего аудита.

Анализ амбулаторно-поликлинической помощи (первичной медико-санитарной помощи – ПСМП) показал:

- наблюдается тенденция снижения доли населения, прикрепленного к государственным предприятиям, (в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизилась с 86,6% до 83,2%) в связи с внедрением системы медицинского страхования и системы свободного выбора организации ПМСП и врача общей практики;

- имеется дефицит узких специалистов в отдельных организациях ПМСП.

Анализ стационарной и стационарзамещающей помощи населению показал, имеет место дефицит коечного фонда, в результате чего госпитализация осуществляется на дополнительных, так называемых «приставных» койках (в палатах). При этом из года в год потребность в расширении койко-мест стационарной помощи растет. Указанный факт необходимо учитывать при планировании дальнейшего развития сети организаций столицы, оказывающих стационарную и стационарзамещающую помощь.

Анализ кадрового состава медицинских организаций города Нур-Султан показал, что численность врачей и среднего медицинского персонала (СМП), работающих в государственных учреждениях по городу Нур-Султан соответствуют требованиям международных стандартов Всемирной организации здравоохранения и являются самым высоким по Республики Казахстан.

Вместе с тем, процент укомплектованности по занятым единицам снизился в 2018 году, составив по врачам 87,9 % при 91,57 % в 2017 году, по СМП – 87,17 и 90,01 соответственно. Процент укомплектованности по физическим лицам еще ниже, так в 2018 году по врачам составил 58,5, что ниже предыдущего периода на 7,6%, по СМП – 65,2 (снижение на 5,41%).

В отдельных медицинских организациях, осуществляющих стационарную помощь, наблюдается высокий коэффициент совместительства врачебного персонала. К примеру, в Городской детской инфекционной больнице коэффициент совместительства врачей достигает 1,84 в 2018 году (2017 году – 1,78), в Перинатальном центре №3 – 2,45 (в 2017 году - 1,77), Медицинском центре психического здоровья – 2,03 (в 2017 году – 1,79).

Высокий коэффициент совместительства врачебного персонала указывает на чрезмерную загруженность врачей и как следствие может приводить к понижению качества работы.

При этом в настоящее время отсутствуют официально утвержденные нормативы определения нагрузки на врача, медицинской сестры и санитарок, тогда как ранее соответствующие нормативы утверждались.

Значительное влияние на загруженность медицинского персонала оказывает текучесть кадров, при этом данный показатель рос (в 2018 году в сравнении с 2017 годом возросло количество уволенных сотрудников, в т.ч. уволенных врачей на 60%, СМП на 42,2%. Тем самым, текучесть врачебного персонала увеличилась с 5,5% до 8,3%, СМП с 6,6% до 9,2%).

Данные факты свидетельствуют, что переход государственных предприятий на управление с наблюдательными советами до настоящего времени не дал положительных результатов по обеспечению самостоятельности и устойчивости медицинских организаций.

Также аудитом установлены различные факты нарушений законодательства о государственных закупках и бухгалтерском учете, а также факты неэффективного планирования и использования бюджетных средств и активов государства.

В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на 1 512 376,7 тыс.тенге, из них подлежит возмещению 3 108,5 тыс.тенге (возмещено в ходе аудита  2 766,8 тыс.тенге) и  восстановлению 1 509 268,2 тыс.тенге (восстановлено в ходе аудита 328 759,2 тыс.тенге), неэффективное планирование бюджетных средств 17 436,3 тыс.тенге, неэффективное использование бюджетных средств и активов квазигосударственного сектора 1 736 974,6 тыс.тенге, а также 317 процедурных нарушений и 53 недостатка.

По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление и даны соответствующие поручения и рекомендации.

По фактам нарушений норм законодательства о государственных закупках и бухгалтерском учете и финансовой отчетности материалы направлены в Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султан для принятия административных мер.

По фактам нарушений законодательства в сфере архитектуры и градостроительства материалы аудита направлены в Управление контроля и качества городской среды города Нур-Султан.