Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан за 2019 год и первое полугодие 2020 года

Внутренний анализ коррупционных рисков ГУ «Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан» (далее – Ревизионная комиссия) проведен в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан  по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12 (далее – Типовые правила).

Основанием для проведения внутреннего анализа является Приказ Председателя Ревизионной комиссии от 22 июля 2020 года №58-Н/Қ.

В соответствии с пунктом 8 Типовых правил внутренний анализ коррупционных рисков осуществлен по следующим направлениям:

- выявление коррупционных рисков в нормативно-правовых актах и правовых актах, затрагивающие деятельность Ревизионной комиссии;

- выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Ревизионной комиссии.

Внутренний анализ коррупционных рисков проведен на основании нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность Ревизионной комиссии, аудиторской деятельности, экспертного заключения по результатам оценки эффективности деятельности структурных подразделений за 2019 год и 1 полугодие 2020 года,  обращения физических и юридических лиц; информационной безопасности и кадрового обеспечения.

І.ВНУТРЕННИЙ АНАЛИЗ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ

Отделы Ревизионной комиссии (далее – Отделы) осуществляют свою деятельность в соответствии законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и непосредственно Законом РК «О государственном аудите и финансовом контроле», Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2015 года №17-НҚ (далее - Правила), Общими стандартами государственного аудита и финансового контроля, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года №167, Процедурными стандартами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ, Положением и Регламентом Ревизионной комиссии, Положениями об отделах государственного аудита, контроля качества, административно-правового обеспечения и информатизации, планирования анализа и отчетности, службы управления персоналом (далее – Положения об отделах).

Функции, определенные в Положениях об отделах соответствуют требованиям нормативных правовых актов.

При проведении внутреннего анализа на предмет выявления коррупционных рисков в нормативных правовых актах дискреционные полномочия и нормы, способствующие совершению коррупционных правонарушений, не выявлены.

  1. ВНУТРЕНИЙ АНАЛИЗ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При проведении внутреннего анализа на предмет выявления коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности отделов рассмотрены следующие вопросы:

  • управления персоналом, в том числе сменяемость кадров;
  • урегулирования конфликта интересов;
  • реализации контрольных функций;
  • иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности подразделения.
  • Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров.

По результатам проведенных конкурсов на замещение вакантных должностей в 2019 году  и в 1 полугодии 2020 года назначены 13 человек. При проведении конкурса на занятие вакантных должностей в Ревизионной комиссии  применяется практика участия наблюдателей из представителей, общественных объединений, коммерческих предприятий и государственных служащих других государственных органов.

В 2019 году и в 1 полугодии 2020 года по различным причинам уволены 7 человек, понижение сотрудников в должности и «командные перемещения» - отсутствуют.

Сотрудники Ревизионной комиссии ознакомлены с обязанностями, ограничениями и запретами, связанными с прохождением  государственной службой.

В соответствии с законодательством о государственной службе службой управления персоналом направляются в органы национальной безопасности материалы для проведения специальной проверки вновь или впервые  принятых работников.

Факты непредставления работниками  и членами их семей в налоговые органы сведений о доходах и обязательствах имущественного характера отсутствуют. 

В 2019 году в РГП «Центр по исследованию финансовых нарушений» Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета по программе сертификации государственных аудиторов - 1 работник прошел обучение,  в 1 полугодии 2020 года в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан прошел  курсы переподготовки 1  работник и по международной программе CIPFA обучены – 11 работников.

В 2019 году и в 1 полугодии 2020 года сотрудники Ревизионной комиссии к дисциплинарной ответственности не привлекались.

В анализируемом периоде факты превышения норм средней сменяемости кадров и понижения в должности, нарушений действующего  законодательства о государственной службе при приеме либо увольнении работников не выявлены. Работники Ревизионной комиссии к ответственности за совершение коррупционных правонарушений не привлекались.

За 2019 год и 1 полугодие 2020 года случаев несоблюдения ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции не выявлено.

  • Урегулирование конфликта интересов.

Приказом председателя Ревизионной комиссии от 23 сентября 2019 года за №108-Н/Қ утверждено положение о конфликте интересов.

За 2019 год и 1 полугодие 2020 года  сведений о конфликте интересов работников отделов не поступало.

В соотвествии с пунктом 8 Правил формируется список  аффилированности, лиц  участвующих в аудиторских мероприятиях.

В целях профилактики коррупционных рисков и противодействия коррупции, обеспечения соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля, на системной основе перед выходом на аудиторское мероприятие членом Ревизионной комиссии, ответственным за проведение аудита проводится техническая учеба (инструктаж) с членами группы аудита с привлечением уполномоченного по этике Ревизионной комиссии Лебо Е.В.

  • Реализация контрольных функций

Отделом государственного аудита аудиторские мероприятия проводятся на основе Перечня объектов государственного аудита (далее - Перечень) на соответствующий год (так, за 2019 год проведено 20 аудиторских мероприятий с охватом 86 объектов государственного аудита, за 1-ое полугодие 2020 года проведено 5 аудиторских мероприятий с охватом 24 объектов государственного аудита, в том числе 3 аудиторских мероприятия, переходящих на 2-ое полугодие 2020 года).

Перечень формируется на основе Системы управления рисками (далее - СУР).

Члены ревизионной комиссии при направлении заявки о включении в Перечень объектов государственного аудита на соответствующий год руководствуются СУР по уровню рисков (высокий, средний, низкий) с учетом оценки рисков объектов государственного аудита и перечней объектов государственного аудита других органов государственного аудита.

Согласно Правилам непосредственное руководство проведения аудиторского мероприятия осуществляет член ревизионной комиссии, ответственный за проведение государственного аудита по закрепленным за ним направлениям работы.

При формировании состава группы государственного аудита учитываются профессиональная подготовленность аудиторов, их психологическая совместимость и участие в предыдущем аудите на назначенном объекте.

Вместе с тем, выявлены проблемные вопросы в части неравномерного  распределения функциональной нагрузки на государственных аудиторов, включение аудиторов на одни и те же объекты в составы групп.

По результатам осуществления контроля качества материалов аудиторских мероприятий (проекты материалов предварительного изучения, Планов и Программ аудита, аудиторские отчеты, проекты Постановлений, аудиторских заключений, предписаний и сводного реестра) подготовлены экспертные заключения, согласно которым нарушений Общих и Процедурных стандартов не выявлено.

Проведена экспертиза на предмет своевременности и полноты исполнения пунктов Предписаний (Постановлений) и рекомендаций, содержащихся в аудиторском заключении на основании писем объектов государственного аудита.

В 2019 году и 1-м полугодии 2020 года в рамках экспертной деятельности осуществлена предварительная оценка аудиторских мероприятий, подготовлены Сводные экспертные заключения.

В соответствии с приказом Председателя Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан от 19 июля 2018 года № 73-О/Д осуществлена работа для подсчета итогового количества набранных баллов суммарно по всем критериям определения рейтинга эффективности деятельности государственных аудиторов по завершенным аудиторским мероприятиям.

По итогам контроля качества фактов коррупционных рисков не выявлено.

  • Иные вопросы, подвергнутые внутреннему анализу

Одним из коррупционных рисков в сфере государственных закупок является закуп из одного источника.

В 2019 году  проведен закуп  из одного источника по 56 позициям на общую сумму 67 820,4 тыс. тенге.

В первом полугодии 2020 года в связи с применением специального порядка осуществления государственных закупок минимизирован способ закупа из одного источника. В соответствии с действующим законодательством в 2020 году  в плане государственных закупок запланировано 19 позиций способом из одного источника на общую сумму 38 505,2 тыс. тенге.

За 12 месяцев 2019 год и первое полугодие 2020 года поступило 21 обращений физических и юридических лиц, которые рассмотрены в соответствии законодательством Республики Казахстан.

Фактов несвоевременного их рассмотрения и предоставления ответов не выявлено. На ежеквартальной основе проводится сверка с Управлением Комитета правовой статистике и специальным учетам по городу Нур-Султан.

Обращение граждан от физических и юридических лиц на действия работников Ревизионной комиссии по фактам коррупционных проявлений, в течении 2019 года и 1 полугодия 2020 года, в том числе по телефону – доверия не поступали. 

В 2019 году и 1-м полугодии 2020 года на постоянной основе проводилась разъяснительная работа с  работниками Ревизионной комиссии о необходимости строгого соблюдения требований и ограничений законодательства по противодействию коррупции, Этического кодекса государственных служащих, трудовой и исполнительской дисциплине.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Членам Ревизионной комисии

  1. Усилить работу по мониторингу исполнения рекомендаций и поручений, выданных по итогам аудиторских мероприятий и обеспечить принятие мер по исполнению рекомендаций и поручений;
  2. За невыполнение или ненадлежащее выполнение требований по исполнению предписаний Ревизионной комиссии своевременно применять меры по привлечению к административной ответственности виновных должностных лиц объектов аудита.

Всем работникам Ревизионной комиссии

Не допускать фактов конфликта интересов, строго соблюдать нормы антикоррупционного законодательства, Кодекса этики государственных служащих и Правила профессиональной этики государственных аудиторов.

Отделу планирования, анализа и отчетности

  1. При формировании Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год принимать во внимание сроки проведения предварительного этапа и сроки проведения заключительного этапа аудиторских мероприятий;
  2. При подготовке плана – распределения государственных аудиторов учитывать профессиональную подготовленность аудиторов, их психологическую совместимость, участие в предыдущем аудите на назначенном объекте.

Отделу государственного аудита

При проведении аудиторских мероприятий строго руководствоваться законодательством в сфере государственного аудита на всех этапах.

Уполномоченному по этике Ревизионной комиссии

Усилить профилактическую работу по анализу недопущения конфликта интересов, соблюдения государственными служащими норм антикоррупционного законодательства, кодекса этики и Правил профессиональной этики государственных аудиторов.