Как формируется бюджет

На днях ревизионная комиссия столицы предоставила в городской маслихат заключение к отчету местного исполнительного органа об исполнении бюджета города Нур-Султана за 2018 год.

Насколько эффективно использованы бюджетные средства в прошлом году, а также о позитивных изменениях, происходящих в бюджетном процессе в последнее время, рассказал председатель ревизионной комиссии города Иманжусуп АКПОМБАЕВ в интервью «Вечерке».

— Иманжусуп Латкенович, каковы, на ваш взгляд, результаты исполнения бюджета за 2018 финансовый год? Можете ли отметить положительную динамику развития социально-экономических показателей столицы?

— Прежде всего, стоит подчеркнуть, что в городе действительно наблюдается положительная динамика социально-экономических показателей. Например, по итогам 2018 года можно сделать вывод, что в столице сохраняется позитивное развитие многих отраслей экономики. К примеру, отмечается значительный рост промышленности. В результате ее доля в общем объеме ВРП достигла в 2018 году более 5%.

При этом отмечаем, что сократилась доля сферы строительства. В общем объеме она уменьшилась до 7,5% в 2018 году.
Учитывая значительный рост населения столицы, снизился уровень безработицы — с 4,6% в 2017 году до 4,5% в 2018 году. Однако считаю, что местным исполнительным органам необходимо усилить работу по обеспечению занятости и повышению уровня жизни населения.

— Эти показатели не могли не сказаться на доходной части бюджета…
— Безусловно. Львиную долю доходов бюджета (95,2%) составили налоговые поступления — 248,3 млрд тенге, или 60,2%, а также трансферты — 144,5 млрд. тенге, или 35%. Фактическое исполнение поступлений бюджета за прошлый год составило 430 млрд тенге, или 100,9% к скорректированному бюджету на отчетный финансовый год.

— Каковы результаты исполнения по расходам бюджета?
— Показатель исполнения по расходам бюджета столицы в 2018 году обеспечен на уровне 99,8% при плане 431,070 млрд тенге, освоено 431,747 млрд тенге. Правда, на своевременности освоения выделяемых средств отразились проведенные уточнения и корректировки бюджета. Они носили разнонаправленный характер как в сторону увеличения бюджета в первом полугодии, так и в сторону уменьшения во втором полугодии.

Стоит отметить, что в отчетном периоде более 50% бюджета (51,1%, или 220,6 млрд тенге) приходится на развитие жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог и развитие энергетического комплекса, при этом на социальную сферу приходится 30,5% (131,6 млрд тенге).

Cоциальная сфера является важнейшим показателем, отражающим уровень развития каждого региона и страны в целом.
Это также относится и к столице, где отмечается рост данного показателя в абсолютных цифрах: со 128,3 млрд тенге в 2016 году до 131,6 млрд тенге в 2018 году.

Ревизионной комиссией в отчетном периоде проведен аудит использования средств, выделенных на обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в Нур-Султане.

За последние три года наблюдается устойчивый рост численности инвалидов, количество которых в столице в среднем увеличивается на 10% ежегодно.

К увеличению количества инвалидов, зарегистрированных в столице, кроме заболеваний, приводит также миграция, связанная с привлекательностью столицы в части социальной поддержки, наличия специалистов по реабилитации инвалидов по сравнению с другими регионами.

В связи с ростом количества инвалидов растет и финансирование мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества их жизни. Так, на 2017 год предусматривалось 1923250,0 тыс. тенге, а в 2018 году уже 2103129,0 тыс. тенге, которые обеспечивают санаторно-курортным лечением, услугами по протезированию и обеспечению протезно-ортопедическими изделиями и др.

Выявленные нарушения в социальной сфере характерны для всех администраторов бюджетных программ и вызваны прежде всего низким уровнем финансовой дисциплины объектов, а также отсутствием должного контроля за подведомственными организациями со стороны администраторов бюджетных программ.

Основная доля финансовых нарушений (89,0%), выявленных ревизионной комиссией, приходится на несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета, основными причинами допущения которых являются недостаточная квалификация работников бухгалтерских служб и текучесть кадров.

Нарушения норм Бюджетного кодекса составили 5,0%, Налогового кодекса — 9,2%, нормы законодательств об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности — 10,7%, о государственных закупках — 0,9%.

— Неоднократно депутаты маслихата поднимали вопрос качественного исполнения бюджета. Все ли управления выполнили запланированные бюджетные программы в полном объеме?
— Результаты аудиторских мероприятий ревизионной комиссии свидетельствуют о том, что не во всех случаях обеспечивается эффективное использование бюджетных средств и активов государства. Имеются недостатки в планировании и реализации стратегических и программных документов.

К слову, из республиканского бюджета в бюджет столицы доведены трансферты и кредиты с уточнением от 6 июня в сумме 26 млрд тенге, однако уточнением от 22 ноября 11 млрд тенге снова возращены в республиканский бюджет. Это указывает на неэффективное планирование бюджетных средств, отвлеченных из рес­публиканского бюджета.

Кроме того, промежуточная оценка Программы развития столицы показала, что не по всем указанным в программе проблемам обозначены способы решения — из 74 по 40 проблемам они отсутствуют.

Что касается инвестиционных проектов, то здесь также выявлены недостатки планирования. Из 235 запланированных бюджетных инвестпроектов на сумму 115,5 млрд тенге к концу года их количество снизилось до 216 проектов, при этом бюджет возрос до 126 млрд тенге. Таким образом, напрашивается вывод, что эти проекты реализуются без четкой стратегии, что в конечном итоге влияет на достижение поставленных целей и задач.

Хотелось бы также отметить, что при реализации бюджетных инвестиционных проектов допускаются такие недостатки, как несоблюдение нормативных сроков строительства, что влияет на социально-экономические показатели города, а в отдельных случаях приводит к удорожанию стоимости проектов. Зачастую происходит затягивание сроков передачи объектов в коммунальную собственность и эксплуатирующим организациям. Это приводит к преждевременному износу объектов, соответственно, к неэффективности использования бюджетных средств. К тому же стоит отметить, что в городе отсутствуют должный контроль за реализацией бюджетных инвестиционных проектов и взаимодействие между структурными подразделениями акимата, и это приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и экономическим потерям.

— Депутаты маслихата обеспокоены суммой дебиторской задолженности городских ведомств. Каковы прогнозы возврата этих средств в бюджет города?
— Причины образования дебиторской задолженности практически неизменны — авансирование, неисполнение договорных обязательств, судебные разбирательства и прочее. В отдельных случаях дебиторская задолженность образуется в результате нарушений требований законодательства РК.

Сумма дебиторской задолженности в 2018 году составляла 42,3 млрд тенге. Наиболее крупные ее объемы допущены Управлением топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства (19,5 млрд тенге — 46% к общему объему дебиторской задолженности), Управлением строительства и жилищной политики (14,8 млрд тенге — 35%), Управлением транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (7,7 млрд тенге — 18%).

В отчетном году наблюдается рост доли дебиторской задолженности прошлых лет в ее общем объеме с 64% до 76% в сравнении с 2017 годом. Данному обстоятельству в большей степени способствует несоблюдение администраторами бюджетных программ ежегодно утверждаемого акиматом графика погашения задолженностей, который в отчетном году исполнен лишь на 32%.

По итогам 2018 года кредиторская задолженность увеличилась к уровню 2017 года на 27% (с 1,8 млрд тенге в 2017 году до 2,3 млрд тенге в 2018 году), и не исполнен график погашения кредиторской задолженности на 50% (с 1,8 млрд до 0,9 млрд тенге).

— На чем акцентирует внимание ревизионная комиссия при осуществлении государственного аудита?
— Особое внимание уделяется предложениям и замечаниям, высказанным депутатами маслихата, вопросам социальной сферы, комфорта жизнедеятельности граждан столицы. Так, в текущем году планируется проведение аудиторских мероприятий по темам образования и благоустройства территории города.

— По вашему мнению, на что необходимо обратить внимание структуре акимата, чтобы улучшить показатели финансовой и исполнительской дисциплины при использовании бюджетных средств?
— Необходимо принять меры по усилению взаимодействия и ответственности исполнительных органов акимата за планированием, реализацией и мониторингом Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы;
— обеспечить эффективное взаимодействие всех ответственных государственных органов и организаций с Департаментом государственных доходов по городу Нур-Султану в части увеличения поступлений налогов и платежей в местный бюджет;
— принять меры по качественной и эффективной реализации бюджетных программ с достижением прямых и конечных показателей, предусмотренных в бюджетных программах;
— в целях повышения эффективного использования бюджетных средств определить приоритетность реализации бюджетных инвестиционных проектов с учетом возможности бюджета.

Хотелось бы обратить внимание на деятельность субъектов квазигосударственного сектора, большинство из которых не взаимоувязаны со стратегическими целями и задачами по развитию города. Причиной этого, на мой взгляд, является отсутствие взаимодействия структурных подразделений акимата с субъектами квазигосударственного сектора.

Валовый региональный продукт по городу Нур-Султану за девять месяцев 2018 года составил 3975,8 млрд тенге и по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (3880,0 млрд тенге) увеличился на 2,5%, заняв в структуре ВВП страны 10%. В расчете на душу населения прирост ВРП по городу Нур-Султану за девять месяцев 2018 года относительно аналогичного периода 2017 года (3892,8 тыс. тенге) снизился на 90,8 тыс. тенге и составил 3802 тыс. тенге. Таким образом, рост населения столицы в 2018 году опередил ее экономическое развитие.

В 2018 году объемы расходной части бюджета выросли с 381 млрд тенге до 438 млрд тенге, или на 15,0%, к концу года снизившись до 431 млрд тенге.

В отчетном периоде проведено 18 аудиторских мероприятий с охватом бюджетных средств и активов государства в сумме 665,8 млрд тенге. Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 67,1 млрд тенге, объемы неэффективно использованных бюджетных средств и активов государства — 1,2 млрд тенге. Из объемов финансовых нарушений подлежат восстановлению 66,8 млрд тенге, из которых восстановлено 61,7 млрд тенге (92,3%), подлежит возмещению в бюджет 265 млн тенге, возмещено 106 млн тенге.

Юлия Мендецкая  03.06.2019 г.

Газета «Вечерняя Астана»

http://vechastana.kz/kak-formiruetsya-byudzhet/