Были опубликованы в газетах: «Акмолинская правда» №22 (18641) четверг 23 февраля 2012 года; «Вечерняя Астана» № 21 (2786) вторник 21 февраля 2012 года.

Укрепление финансовой дисциплины главная задача органов финансового контроля

2 мая 2011 года Главой государства подписан Указ «О совершенствовании органов внешнего государственного финансового контроля в регионах», согласно которому в областных центрах, городах Астана и Алматы были созданы ревизионные комиссии, основной задачей которых является осуществление внешнего государственного финансового контроля за исполнением местных бюджетов. Формирование действенной системы государственного контроля продиктовано рядом факторов: с каждым годом увеличиваются объемы местного бюджета; растет число бюджетных, в том числе инвестиционных программ; значительные объемы средств выделяются на развитие реального сектора экономики и решение социальных задач государства. Например, в 2011 году суммарные затраты местных бюджетов областей, городов Астана и Алматы достигли объема 2,5 триллионов тенге. Соответственно, подобный объем государственных средств требует системного финансового контроля в целях повышения эффективности их расходования.

Постановлением акимата города Астаны от 30 июня 2011 года № 15-604п создано Государственное учреждение «Ревизионная комиссия по городу Астане» как орган, осуществляющий независимый от исполнительной власти контроль за исполнением местного бюджета и активами государства. Работа Ревизионной комиссии организуется в соответствии c законодательством Республики Казахстан.

По городу Астане количество объектов контроля подпадающих под контроль Ревизионной комиссии составляет 337 юридических лица, из них: государственных органов – 28; государственных учреждений – 98; государственных коммунальных казенных предприятий – 140; городских коммунальных предприятий на праве хозяйственного ведения – 19; товариществ с ограниченной ответственностью – 39; акционерных обществ - 13.

В результате проведенного анализа деятельности вышеуказанных объектов контроля (согласно типовой системе управления рисками, утвержденной Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета), все юридические лица г. Астаны были сгруппированы в четыре блока (администраторы бюджетных программ, государственные учреждения, государственные коммунальные казенные предприятия и квазигосударственный сектор) и классифицированы по 3 группам риска (группы максимальной, средней и минимальной степени рисков). На основе данной классификации рисков был утвержден План работы Ревизионной комиссии г. Астаны на IV квартал 2011 года.

В соответствии с утвержденным Планом на IV квартал 2011 года Ревизионной комиссией было проведено 8 контрольных мероприятий, из них: 3 проверки - на предмет контроля за использованием средств местного бюджета, выделенных администраторам бюджетных программ, 5 проверок - по контролю за использованием активов государства и бюджетных средств в субъектах квазигосударственного сектора. В рамках контрольных мероприятий было охвачено 32 объекта, из них: на 8 объектах осуществлен комплексный контроль, на 7 - тематический и на 17 объектах - встречный. Объем средств, охваченных контролем, составил 45 259 652,7 тыс. тенге (13% суммы годового бюджета города).

По итогам контрольных мероприятий за 4 квартал 2011 года выявлено нарушений на общую сумму 4 277 887,9 тыс.тенге.

Так, в рамках контроля эффективности использования средств местного бюджета, выделенного на содержание города Астаны на 2009-2010 годы и 9 месяцев 2011 года, а также оценки реализации отдельных ключевых направлений Стратегических планов Аппаратов акимов районов Алматы, Есиль, Сарыарка на 2010-2014 и 2011-2015 годы выявлены нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан на общую сумму 2 752 755,8 тыс. тенге.

Оценка реализации Стратегических планов аппаратов акимов показала:

  • противоречие показателей как по данным фактического исполнения, так и по некоторым показателям предыдущего года, что связано с отсутствием конкретных целевых показателей, а также использованием разных единиц измерения в оценке однопрофильных работ;
  • проведение отдельных мероприятий, не включенных в Стратегические планы;
  • использование средств с нарушением специфик экономической классификации расходов;
  • неопределенность границ уборки внутриквартальных и прочих территорий города в рамках санитарной очистки города.

В рамках проверки эффективности использования активов государства и бюджетных средств, а также оценки реализации Стратегического плана Управления туризма, физической культуры и спорта города Астаны и в его подведомственных организациях за период с 1 января 2009 года по 1 октября 2011 года были выявлены нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан на общую сумму 1 438 607,3 тыс. тенге.

Контрольными мероприятиями выявлены неравномерность размещения в городе спортивных сооружений, клубов и специализированных школ, а также их отсутствие в отдельных районах города. Только 6,1% детей школьного возраста имеют возможность посещать занятия в детско-юношеских спортивных школах, что не удовлетворяет растущих потребностей детей и подростков в занятиях массовыми видами спорта.

Многие спортивные учреждения города не имеют собственных учебно-тренировочных баз и спортивно-оздоровительных лагерей для обеспечения круглогодичных занятий и активного отдыха учащихся в период каникул. Также не обеспечена деятельность врачебно-физкультурного диспансера. Из-за отсутствия собственных площадей спортивные учреждения вынуждены арендовывать помещения у сторонних организаций. Имеет место проблема дефицита квалифицированных специалистов в организациях спорта.

В целом материально-техническое обеспечение спортивных школ и клубов города спортивным оборудованием и инвентарем не достаточно для осуществления полноценных учебно-тренировочных процессов.

Проведенные контрольные мероприятия в Управлении архитектуры и градостроительства города Астаны в части эффективности использования средств местного бюджета, направленных на разработку генерального плана застройки города Астаны и на соответствие использования активов государства законодательству Республики Казахстан в его подведомственных организациях, выявили нарушения действующего законодательства на общую сумму 34 200,7 тыс. тенге.

Как известно, в столице на постоянной основе проводятся большое количество международных конкурсов и мероприятий по различным направлениями и отраслям, предусматриваются различные расходы на выплату гонораров и премий, на организацию питания и проживания гостей, приобретение подарков и сувениров. Но как показала практика, они часто проводятся без регламентирующих нормативно-правовых актов. Например, без таких регламентирующих нормативно-правовых актов были составлены сметы к договорам и произведены затраты на проведение заседаний Архитектурного совета при Президенте, Курултая тюркоязычных стран по архитектуре и градостроительству, международных заказных архитектурных и градостроительных конкурсов и т. д.

В рамках контрольных мероприятий субъектов квазигосударственного сектора были охвачены контролем деятельность ТОО «Коммунальный рынок «Шапағат», ТОО «Дан Ай НС» и ТОО «Астана-Ырыс».

Установлено, что единственными источниками доходов данных юридических лиц являются поступления арендной платы от передачи в аренду основных средств. При этом, полученные средства от арендной платы не всегда перекрывают собственные затраты товариществ.

В связи с этим, Ревизионной комиссией рекомендовано уполномоченным органам рассмотреть целесообразность дальнейшего функционирования убыточных хозяйствующих субъектов квазигосударственного сектора. И такая работа будет продолжена и в дальнейшем. Считаем, что неэффективные субъекты квазигосударственного сектора, не выполняющие своих уставных целей и задач, должны быть ликвидированы либо переданы в конкурентную среду.

Тем самым, по итогам проведенных контрольных мероприятий из общей суммы выявленных нарушений подлежат восстановлению в сумме 1 370 679,5 тыс. тенге, возмещению в бюджет в сумме 137 837,1 тыс. тенге.

Кроме того, три материала по результатам проведенных проверок направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений, на 1 объект контроля наложено административное взыскание.

С каждым годом растет благосостояние страны, увеличивается расходная часть бюджета. Развитие и дальнейшее становление Астаны как столицы независимого государства требует выделения значительных бюджетных средств. Реализация стратегических задач, указанных Программе развития города Астаны требует постоянного контроля и анализа расходов в целях эффективного распределения финансовых ресурсов.

Ревизионная комиссия в свою очередь будет прилагать все усилия для укрепления финансовой дисциплины администраторов бюджетных программ.

В 2012 году охват контрольными мероприятиями администраторов бюджетных программ и бюджетополучателей будет значительно расширен, что позволит не только выявлять финансовые нарушения в деятельности объектов контроля, но и повысить эффективность расходования бюджетных средств и активов государства.

Деятельность Ревизионной комиссии направлена не на сплошное выявление уже допущенных нарушений, а главной нашей задачей является предупреждение финансовых нарушений.

Эффективное использование бюджетных средств, достижение конечных целей – это в первую очередь задача всех администраторов бюджетных программ. Роль Ревизионной комиссии заключается в осуществлении внешнего государственного финансового контроля проводимого с учетом оценки степени рисков, направленной на определение и проведение контрольных мероприятий в сферах наиболее подверженных финансовым рискам.

Молдаш Г.О. –
Председатель Ревизионной комиссии
по городу Астане