Опубликованы в газетах: «Акмолинская правда» №53(18672) суббота 12 мая 2012 года; «Вечерняя Астана» № 52-53 (2818) суббота 5 мая 2012 года; «Арка ажары» № 57 (17158) вторник 8 мая 2012 года.

Резервы бюджета – в укреплении финансовой дисциплины

В соответствии с утвержденным Планом на 1 квартал 2012 года Ревизионной комиссией по городу Астане было проведено 9 контрольных мероприятий, из них, 4 контрольных мероприятий завершены, оставшиеся 5 будут закончены во втором квартале.

В рамках завершенных контрольных мероприятий было проверено 11 объектов:

  • комплексная проверка - на 1 объекте;
  • тематические проверки - на 6 объектах;
  • встречные проверки – на 4 объектах.

Объем средств, охваченных завершенными контрольными мероприятиями, составил в сумме 9 121,3 млн. тенге.

По итогам І квартала 2012 года общая сумма выявленных нарушений составила в сумме 723,3 млн. тенге, из них:

  • по поступлениям в бюджет – 48,5 млн. тенге;
  • при использовании активов государства – 382,9 млн. тенге;
  • при расходовании бюджетных средств – 291,9 млн. тенге.

Из общей суммы выявленных нарушений подлежат восстановлению – 8,2 млн. тенге и возмещению в бюджет – 12,7 млн. тенге.

Одной из главных задач органов финансового контроля является укрепление финансовой дисциплины администраторов бюджетных программ. В последние годы в результате интенсивного развития столицы возросли показатели дебиторской и кредиторской задолженности.

Например, по состоянию на 1 января 2012 года сумма дебиторской задолженности по городу Астане составляет 63 921,6 млн. тенге, в т. ч.:

  • по трансфертам из республиканского бюджета – 59 096,6 млн. тенге;
  • по средствам местного бюджета – 4 825,1 млн. тенге.

Из общей суммы дебиторской задолженности основную долю занимает задолженность по бюджету развития города Астаны в сумме 53 021,9 млн. тенге (или 97,9% от общей суммы дебиторской задолженности).

Основной удельный вес дебиторской задолженности приходится на следующие управления:

  • строительства (39 968,7 млн. тенге или 62,5%);
  • энергетики и коммунального хозяйства (22 473,0 млн. тенге или 35,2%);
  • пассажирского транспорта и автомобильных дорог (637,1 млн. тенге или 1%).

Основной причиной образования и несвоевременного погашения дебиторской задолженности являются:

  • длительность устранения замечаний государственной приемочной комиссии;
  • проведение корректировок проектно-сметных документаций, что влияет на необоснованное затягивание сроков погашения дебиторской задолженности со стороны подрядчиков и, соответственно, принятию объектов в эксплуатацию, а также к судебным разбирательствам;
  • авансирование работ и закупа оборудования.

Кредиторская задолженность администраторов бюджетных программ города Астаны на 1 января 2012 года составляет 2 491,7 млн. тенге, из них:

  • по трансфертам из республиканского бюджета – 1 836,1 млн. тенге;
  • по средствам местного бюджета – 655,6 млн. тенге.

Основная доля кредиторской задолженности приходится на бюджет развития города Астаны и составляет сумму 2 227,1 млн. тенге (или 89,4% от общей суммы задолженности). Доля кредиторской задолженности по другим текущим бюджетным программам администраторов составляет 264,5 млн. или 10,6%. В целом, объем кредиторской задолженности в 2011 году составил 1 338,2 млн.тенге (или 53,7% от общей кредиторской задолженности местного исполнительного органа).

В большинстве случаев основной причиной образования кредиторской задолженности является отсутствие актов государственной приемочной комиссии, что обусловлено устранением различных замечаний рабочих комиссий.

В рамках проведенных контрольных мероприятий, основная доля нарушений (49,3%) связана с нарушениями при использовании активов государства квазигосударственным сектором в части ведения учета финансово-хозяйственной деятельности и неэффективного использования активов организации и т.д.

Так, АО «Автобусный парк №1» вследствие несоблюдения отдельных норм законодательства Республики Казахстан допустило нарушения на общую сумму 382,9 млн. тенге, в том числе законодательства о государственных закупках на сумму 18,6 млн. тенге. Кроме этого, несмотря на то что, в 2011 году был увеличен уставной капитал Общества на сумму 89,2 млн.тенге, эти средства в целом не повлияли на сокращение кредиторской задолженности по ранее полученному лизингу на приобретение автобусов.

Анализ финансовых показателей и финансового состояния на 1 января 2011 года показывает, что Общество является нерентабельным, неликвидным и неплатежеспособным (его убытки только в 2010 года составили - 433,9 млн. тенге).

В рамках проверки Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны установлены нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и представление отчетности, а также бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан на общую сумму 278,7 млн. тенге. Со стороны Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог отсутствует координация и контроль деятельности ГККП «Есіл-Астана» при использовании средств местного бюджета, в результате которого допущены нарушения на общую сумму 19,1 млн. тенге.

В ходе контроля, проведенного в территориальных подразделениях Налогового департамента по г. Астане, выявлены нарушения налогового законодательства, в результате которых потери местного бюджета за 2010-2011 годы составили 48,6 млн. тенге, в том числе:

  • по земельному налогу в общей сумме 19,1 млн. тенге;
  • по налогу на имущество в общей сумме 25,4 млн. тенге;
  • по налогу на транспортные средства в общей сумме 1,9 млн. тенге;
  • по платежам за пользование земельными участками в общей сумме 2,1млн. тенге.

Стоит отметить, что налоговые поступления в местный бюджет ежегодно увеличиваются. Так, например, в 2010 году при плане 77 307,1 млн. тенге, поступило всего 80 287,5 млн. тенге. А уже в 2011 году при плане 91 090,3 млн. тенге поступило в местный бюджет 95 688,1 млн. тенге.

Тем самым, в 2011 году в сравнении с 2010 годом налогов поступило на 15 400,5 млн. тенге больше, которые, соответственно, были направлены на решение первоочередных задач развития города.

Вместе с тем, контролем выявлены и ряд проблемных вопросов, связанных с несовершенством налогового законодательства Республики Казахстан.

По итогам проведенных проверок в течение 1 квартала т.г. были наложены дисциплинарные взыскания 21 должностному лицу, 3 должностных лица и одно юридическое лицо привлечены к административным взысканиям.

Ревизионная комиссия по городу Астане и в дальнейшем будет продолжать свою деятельность в целях повышения финансовой дисциплины, как администраторов бюджетных программ, так и бюджетополучателей.