Информация по итогам контроля эффективности использования средств местного бюджета, выделенных на реализацию в городе Астане программ борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2012-2016 годы и профилактики правонарушений в Республике

Ревизионной комиссией по городу Астане проведен анализ реализуемой в городе Астане Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2012-2016 годы и итогов реализации Программы профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011-2013 годы.

В целях системного и комплексного подхода к решению проблем профилактики правонарушений в столице, на основании республиканской Отраслевой программы городским маслихатом принята Региональная программа «Профилактика правонарушений в городе Астане на 2011-2013 годы» и акиматом столицы утвержден План мероприятий по ее реализации (далее – Региональная программа).

При этом, несмотря, что основным целевым индикатором Отраслевой программы является снижение уровня правонарушений и преступлений, в Региональной программе отсутствовали показатели конечных результатов.

Кроме того, не были предусмотрены источники финансирования и объемы средств, направляемых на реализацию Региональной программы. 

Вследствие этого, большинство мероприятий Региональной программы отдельно не финансировались, а их проведение осуществлялось «в пределах средств, предусмотренных в бюджете», т.е. за счет средств, выделенных на текущую деятельность госорганов.

Так, в первоначальной редакции Плана мероприятий из 84 мероприятий финансирование было предусмотрено по 13 мероприятиям без конкретизации сумм, в измененной редакции из 72 мероприятий финансирование предусматривалось по 13 мероприятиям, при этом, конкретные объемы средств указаны лишь по 7 мероприятиям в сумме 238,7 млн.тенге.

Тем самым фактически отсутствуют сведения об объемах затрат бюджета, направленных на реализацию Региональной программы.

В План мероприятий Региональной программы были включены отдельные мероприятия, относящиеся к основным задачам деятельности ответственных государственных органов. К примеру, «Проведение профилактических мероприятий по выявлению административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и нравственность».

Отмечаем, что должным образом не проводился мониторинг реализации Региональной программы, координацию которой осуществляла Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений, функции рабочего органа возлагались на Государственно-правовой отдел Аппарата акима города.

Однако, из-за не предоставления документов по деятельности Межведомственной комиссии, анализ ее работы не проводился.

В результате, по итогам реализации Региональной программы отсутствуют достоверные сведения о количестве исполненных и не исполненных мероприятий.

Кроме того, за период реализации Региональной программы, по данным органов по правовой статистике, в городе Астане наблюдалась негативная динамика по количеству преступлений и правонарушений.

Так, в 2011 году зарегистрировано 15 171 преступление, в 2012 году – 22 760, а в 2013 году – 34 756 преступлений (в 2014 году – 34 992).

Одновременно, в столице в 2011 году зарегистрировано 406 450, в 2012г. – 163 189, в 2013г. – 300 990 правонарушений (в 2014г. – 326 682).

Таким образом, реализация Региональной программы «Профилактика правонарушений в городе Астане на 2011-2013 годы» должным образом не способствовала снижению уровня преступлений и правонарушений в столице.

В рамках борьбы с наркоманией и наркобизнесом, в столице с 2012 года реализуется План мероприятий «Астана – город без наркотиков» на 2012-2016 годы», утвержденный постановлением акимата города Астаны от 29 декабря 2012 года № 06-1947.

Необходимо отметить, что в утвержденном Плане мероприятий отсутствуют цели и задачи, а также целевые индикаторы и показатели конечных результатов, такие как «Снижение уровня заболеваемости населения наркоманией на 100 тысяч населения», «Снижение количества лиц, употребляющих наркотики», «Снижение доли наркопреступлений от числа зарегистрированных общеуголовных преступлений» и т.д. (указанные основные индикаторы предусмотрены в Отраслевой программе борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2012-2016 годы).

На реализацию Плана мероприятий «Астана – город без наркотиков на 2012-2016 годы» предусмотрено 32,2 млн.тенге, которые освоены в 2012-2013 годах, а на 2014-2016 годы – финансирование отсутствует.

Несмотря на это, по основным индикаторам Отраслевой программы в столице наблюдается положительная динамика снижения показателей, а именно по индикатору:

- «Снижение уровня заболеваемости населения наркоманией на 100 тыс. населения»: в 2012г. – 413,8 чел., в 2013г. – 371,5 чел., в 2014г. – 255,8 чел.;

- «Снижение количества лиц, употребляющих наркотики»: в 2012г. – 3 143 чел., в 2013г. – 3 015 чел., в 2014г. – 2 175 чел.;

- «Снижение доли наркопреступлений от числа зарегистрированных общеуголовных преступлений»: в 2012г. – 0,88%, в 2013г. – 0,55%, в 2014г. – 0,62%.

Следует также отметить, что План мероприятий «Астана – город без наркотиков» не охватывает все мероприятия, предусмотренные в Отраслевой программе. При этом в Плане мероприятий не установлены конкретные сроки предоставления ответственными исполнителями отчетов координатору Плана мероприятий – в Государственно-правовой отдел Аппарата акима города Астаны.

Вследствие этого, имеются факты не предоставления отчетов, что указывает на отсутствие должного контроля и мониторинга за исполнением утвержденного Плана мероприятий.

К примеру, в связи с утверждением Плана мероприятий в конце 2012 года (29 декабря), отсутствуют отчеты всех ответственных исполнителей за 2012 год, а Управления образования – за весь период реализации Плана мероприятий.

В результате, по итогам 2012-2014 годов у координатора Плана мероприятий достоверные сведения об объемах фактических затрат бюджета, о количестве исполненных и не исполненных мероприятий, причины их не исполнений, отсутствуют.

Соответственно, координатором оценка степени влияния реализации Плана мероприятий на улучшение ситуации в борьбе с наркоманией и наркобизнесом в столице не проводилась.

Кроме того, необходимо отметить, что в Планы работ управлений по вопросам молодежной политики, образования и внутренней политики не включены мероприятия по реализации Плана мероприятий «Астана – город без наркотиков».

По итогам контрольного мероприятия, Ревизионной комиссией всем заинтересованным государственным органам направлены соответствующие рекомендации и поручения.

Кроме того, результаты контрольного мероприятия рассмотрены на заседании постоянной комиссии Маслихата города Астаны по вопросам законности, правопорядка и работе с общественностью, по итогам которого государственным органам даны рекомендации по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения контроля.

Член Ревизионной комиссии
по городу Астане
М.М. Ахметов

Опубликовано в Бюллетене Счетного
комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
№44 за 2 квартал 2015 года