Информация о реализации мероприятий в городе Астане Программы развития онкологической помощи в Республике Казахстан на 2012-2016 годы

Обеспокоенность и повышенное внимание к онкологическим проблемам — одна из характерных черт системы здравоохранения всех развитых стран, связанных с защитой укрепления благосостояния и продолжительности жизни населения.

С целью принятия неотложных мер по развитию онкологической помощи в Казахстане постановлением Правительства от 29 марта 2012 года №366 утверждена Программа развития онкологической помощи в Республике Казахстан на 2012-2016 годы (далее — Программа).

Разработка Программы являлась последовательным продолжением государственной политики развития системы здравоохранения, заложенной в Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента от 29 ноября 2011 года №1113.

Целью Программы являются повышение ожидаемой продолжительности и качества жизни казахстанцев путем снижения смертности населения от онкологических заболеваний.

В целях реализации Программы постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2012 года №366 (утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года №1410) утвержден План мероприятий на 2012-2016 годы состоящий из 68 мероприятий, из них по 15 пунктам одним из ответственных исполнителей является Онкологический центр.

Контролем установлено, что из запланированных 15 мероприятий 2 не исполнены.

Так, Онкологическим центром не созданы: центр (отделение) паллиативного лечения и отделение восстановительного лечения и реабилитации больных со злокачественными новообразованиями.  При этом одной из основных задач Программы являлось оказание паллиативной помощи и реабилитации, являющейся одним из важнейших элементов оказания медико-социальной помощи больным со злокачественными новообразованиями.

Имеются также несоответствия по срокам реализаций 14 пунктов Плана мероприятий Программы и Плана мероприятий по реализации Государственной программы «Саламатты Қазақстан» Республики Казахстан на 2011 - 2015 годы.

Например, по пункту 66 «Создание центров (отделения) паллиативного лечения (хосписы) больных со злокачественными новообразованиями» период реализации обозначен на 2012-2015 годы, тогда как в Плане мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» реализация запланирована на 2014 -2015 годы.

Кроме того, для достижения целевых индикаторов Программы заключен Меморандум о развитии онкологической службы от 15 октября 2011 года между РГП на ПХВ «Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии» и ГККП «Онкологический диспансер». Согласно предоставленному отчету, все обозначенные целевые индикаторы за 2013-2014 годы достигнуты.

При этом по показателю целевого индикатора «Снижение смертности от онкологической патологии» в 2014 году по сравнению с 2013 годом отмечается увеличение смертности на 1,7%.

По условиям заключенного Меморандума предусмотрено открытие онкологических, маммологических, проктологических и смотровых кабинетов в организациях первично медико-специализированной помощи.

Согласно предоставленным данным Онкологического центра, показатели по количеству кабинетов, функционирующих в организациях, не достигнуты. Так, за 2013 год не открыты 2 онкологических кабинета, 2 маммологических кабинета, 1 проктологический, 5 смотровых кабинета, за 2014 год не открыты – 4 онкологических кабинета, 4 - маммологических кабинета, 3 – проктологических, 8 – смотровых кабинета.

На 2015 год заключен Меморандум по улучшению состояния здоровья населения столицы от 31 марта 2015 года между Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан и Акиматом города Астаны на 2015-2017 годы, направленный на:

1)    достижение целевых показателей системы здравоохранения, предусмотренных в Госпрограмме «Саламатты Қазақстан» и Стратегическом плане Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;

2)    повышение качества и доступности медицинской помощи за счет реализации ряда первоочередных мер.

Одним из целевых индикаторов Меморандума является показатель «снижение смертности от онкологических заболеваний (на 100 тыс. населения)», ответственным за который является Онкологический центр.

Так, на 2015 год достижение показателя «смертность от онкологических заболеваний (на 100 тыс. населения)» запланировано на уровне 80,4%. При этом, за 5 месяцев 2015 года смертность от онкологических заболеваний (на 100 тыс. населения) уже составила 85,3%. 

В целом в рамках реализации Программы городским Онкологическим центром приобретено различное оборудование на сумму 1,1 млрд.тенге, запущены 6 скрининговых программ по раннему выявлению раковых заболеваний.

За прошедший период внедрение скрининговых программ позволило увеличить выявляемость больных с различными раковыми заболеваниями, в особенности, на ранних стадиях (73,2% от количества выявленных случаев).

Вместе с тем, наблюдается недостаточный уровень охвата скрининговыми осмотрами целевых групп населения столицы по возрастным категориям.

Так, охват населения скрининговыми осмотрами в зависимости от вида скрининга составил от 18,2% до 82,3%, что, в первую очередь, связано с низким уровнем финансирования услуг из республиканского бюджета.

При этом, выявления заболеваний на ранних стадиях позволяет существенно сократить затраты бюджета на их лечение и вдвое повысить 5-летнюю выживаемость пациентов.

К примеру, ориентировочная стоимость лечения рака молочной железы на I стадии составляет 25,0 тыс.тенге, а заболевания на III стадии – 1,3 млн.тенге.

Одновременно отмечаем, что в столице наблюдается рост количества умерших от злокачественных новообразований (2013 год – 645 человек, 2014 год – 690 человек, за 8 месяцев 2015 года – 485 человек).

На уровень смертности существенное влияние оказывает рост числа пациентов Онкоцентра, обращающихся за медицинской помощью из других регионов страны. 

Так, из общего числа умерших количество иногородних составило в 2013 году 149, или 23,1%, в 2014 году – 170, или 24,6%, и за 8 месяцев т.г. – 109, или 22,5%.  

Как показывает анализ, иногородним пациентам, обращающимся в Онкоцентр, зачастую оказывается высокоспециализированная медицинская помощь в зависимости от нозологии заболевания. Только за период с 2013 по 2015 год проведено 4 038 случаев лечения иногородних больных на общую сумму 949,4 млн.тенге.

При этом, онкологические центры областей (где закреплены больные) обязаны производить возмещение затрат за оказанные медицинские услуги.

Вместе с тем, на сегодняшний день задолженность онкологических центров областей перед столичным Онкоцентром составляет в сумме 763,0 млн.тенге, или 80% от объема оказанных услуг.

Указанная проблема во взаиморасчетах связана с отсутствием механизма оплаты между региональными онкологическими центрами (не разработаны формы счетов-реестров, протоколов и актов выполненных работ).

В свою очередь, недопоступление указанных средств негативно отражается на финансовом положении Онкоцентра, имеющего кредиторскую задолженность в сумме 792,6 млн.тенге перед поставщиками лекарственных средств и препаратов.

Реализация Программы способствует укреплению материально-технической базы, повышению доступности высокотехнологичных методов диагностики и лечения с научно-обоснованной эффективностью.

Вместе с тем, поставленные цели по снижению смертности от онкологических заболеваний не достигаются.

Член Ревизионной комиссии
по городу Астане
Ғ.П. Құрман

Опубликовано в Бюллетене Счетного комитета
по контролю за исполнением республиканского бюджета
 
45 за 3 квартал 2015 года