Информация Ревизионной комиссии по городу Астане об итогах государственного аудита использования бюджетных средств, выделенных на организацию и проведение информационно-имиджевых мероприятий в городе Астане
Город Астана является административным, деловым и культурным центром Республики Казахстан, где проводятся крупные международные и республиканские мероприятия. Так, в столице только за 2014-2015 годы за счет средств местного бюджета проведено более ста социально-значимых и культурно-имиджевых мероприятий, связанных с празднованием государственных праздников и памятных дат.
На проведение указанных мероприятий в 2014-2015 годах из местного бюджета затрачено 32,6 млрд.тенге, в т.ч.: в 2014 году – 17,2 млрд.тенге, в 2015 году – 15,4 млрд.тенге.
Основная часть средств местного бюджета на проведение указанных мероприятий выделялась по бюджетной программе 004 «Проведение социально значимых и культурных мероприятий», администратором которой являлось Управление культуры города Астаны.
В целях оценки эффективности использования выделенных бюджетных средств на организацию и проведение социально-значимых и культурно-имиджевых мероприятий, Ревизионной комиссией в текущем году проведен соответствующий аудит.
В рамках аудиторского мероприятия охвачена деятельность управлений культуры, архивов и документации, по вопросам молодежной политики города Астаны и КГУ «Астана жастары».
В целом, запланированные мероприятия выполняются своевременно, что положительно отражается на имидже столицы, а также на настроениях жителей и гостей города, о чем свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Ревизионной комиссией с привлечением специалистов в области социологии.
Вместе с тем, имеются отдельные недостатки при организации и проведении указанных мероприятий.
Так, Управлением культуры не ведется работа по оценке степени влияния проведенных мероприятий на повышение имиджа столицы и повышение качества досуга жителей и гостей столицы.
Кроме того, не планируются мероприятия, направленные на изучение мнения горожан и гостей, участвовавших в тех или иных мероприятиях.
В результате, не возможно определить эффективность использованных бюджетных средств, направленных на организацию и проведение социально-значимых и культурно-имиджевых мероприятий.
При этом, расходы бюджета на проведение таких мероприятий за последние 3 года только по Управлению культуры увеличились в 13 раз, с 830,5 млн.тенге в 2013 году до 11 570,9 млн.тенге в 2015 году.
Вместе с тем, средства местного бюджета на проведение указанных мероприятий выделялись также управлениям по вопросам молодежной политики, внутренней политики, аппаратам акимов районов столицы.
Учитывая важность повышения имиджа столицы и выделение значительных бюджетных средств, до настоящего времени акиматом столицы не разработан единый документ, регулирующий порядок организации и проведения основных социально-значимых и культурно-имиджевых мероприятий.
В результате, идентичные по тематике и содержанию мероприятия проводятся разными государственными органами, при этом, в отдельных случаях данные мероприятия не относятся к функциям исполнителей.
К примеру, Управлением культуры в рамках проводимых мероприятий осуществляется закуп услуг по наружному оформлению улиц, парков, мостов, не относящихся к местам проведения мероприятий.
Идентичные мероприятия проводятся и акимами районов города Астаны.
Имеет место проведение идентичных по содержанию мероприятий разными управлениями.
К примеру, финансирование проведения игр КВН осуществлялось в 2015 году как Управлением по вопросам молодежной политики в сумме 39,5 млн.тенге, так и Управлением культуры в сумме 43,1 млн.тенге.
Наблюдается увеличение стоимости большинства мероприятий, связанных с ростом затрат не только из-за масштабности мероприятий, но и за счет дополнительных затрат на товары, работы и услуги, зачастую не оказывающих влияния на качество проведения мероприятия и в конечном итоге – на повышение имиджа столицы.
Так, только в 2015 году Управлением культуры в рамках проводимых мероприятий затраты на организацию питания ее участников составили более 130,3 млн.тенге.
Кроме того, КГУ «Астана жастары» в 2015 году проведены выездные мероприятия на территорию Акмолинской области с целью привлечения молодежи к волонтерству и приобщения к природе, где затраты бюджета составили в сумме 5,9 млн.тенге.
Большинство договоров на проведение социально-значимых и культурно-имиджевых мероприятий Управлением культуры заключены с правообладателями сценарных произведений без применения норм Закона РК «О государственных закупках».
При этом, в отдельных случаях запатентованные сценарные произведения фактически не соблюдаются.
В свою очередь, отмечаем положительную тенденцию развития волонтерства в городе Астане и широкое вовлечение молодежи в организацию и проведение социально-значимых и культурно-имиджевых мероприятий, в особенности в предверии проведения международной выставки «EXPO 2017».
Только за период аудита, на развитие волонтерского движения из местного бюджета израсходовано порядка 19,5 млн.тенге.
Вместе с тем, до настоящего время в законодательстве страны отсутствует соответствующее понятие, ответственность волонтеров и роль государственных органов в регулировании данного процесса.
Аналогично, в законодательстве не закреплен правовой статус дворовых клубов и правоотношения всех заинтересованных сторон, в том числе и государства.
Несмотря на это, в столице ежегодно открываются новые дворовые клубы, число которых достигло 16, а детей, регулярно посещающих занятия, составляет порядка 2,5 тысяч.
В течении 2014-2015 годов на развитие дворовых клубов из средств местного бюджета выделено 290,3 млн.тенге.
Всего в ходе аудита установлены нарушения на общую сумму 2 459,0 млн.тенге, из них финансовые нарушения – 204,1 млн. тенге, нарушения процедурного характера – 2 254,9 млн.тенге, а также установлены иные нарушения процедур действующего законодательства.
По итогам аудиторского мероприятия, Ревизионной комиссией всем заинтересованным государственным органам и организациям направлены соответствующие предписания.
Кроме того, результаты аудиторского мероприятия рассмотрены на заседании постоянной комиссии Маслихата города Астаны по вопросам социально-культурного развития, по итогам которого государственным органам даны рекомендации по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения государственного аудита.
В настоящее время, ответственными государственными органами принимаются меры по исполнению поручений и рекомендаций Ревизионной комиссии, реализация которых находится на контроле соответствующих подразделений органа внешнего государственного аудита и финансового контроля.
Член Ревизионной комиссии
по городу Астане
Ахметов М.М.
Опубликовано в Бюллетене Счетного комитета
по контролю за исполнением республиканского бюджета
№ 48 за 2 квартал 2016 года