Информация Ревизионной комиссии по городу Астане об итогах государственного аудита реализации бюджетно-инвестиционных проектов в городе Астане
Безусловно, строительный сектор это несущий остов экономической конструкции любого быстроразвивающегося молодого города. За последние 18 лет объем капиталовложений в столицу составило более 6 трлн. тенге.
В целом, с 1997 года жилищный фонд увеличился в 4 раза, ежегодные объемы ввода жилья возросли в 14 раз, построено 8 парков, 63 сквера и 4 бульвара, которые занимают порядка 500 га, с 2008 года в городе построено 161,24 км дорог, проведена реконструкция 98,13 км. дорог, с 1997 года сеть культурных объектов города возросла с 32 до 70, за 18 лет было открыто 41 детских садов и 57 общеобразовательных школ, а также 22 объекта технического и профессионального образования, построено 16 современных медицинских объектов.
Вместе с тем, Ревизионной комиссией в текущем году проведен соответствующий государственный аудит, где установлены отдельные недостатки при реализации бюджетно-инвестиционных проектов.
В рамках аудиторского мероприятия охвачена деятельность управлений строительства, автомобильных дорог, энергетики, коммунального хозяйства.
Так, как и в предыдущие годы, из-за отсутствия должного планирования АБП в 2015 году продолжилась практика внесения многочисленных изменений и дополнений в утвержденный Перечень инвестиционных проектов (далее - Перечень).
Всего в отчетном году из Перечня исключены 36 проекта на общую сумму 3 885,0 млн. тенге и дополнительно включены 106 проекта на сумму 34 743,7 млн.тенге, в результате которого общее количество бюджетных инвестиционных проектов составило 289, в том числе:
млн. тенге
№ п/п | Наименование АБП | Количество БИП/проектов ПИР по утвержден- ному Перечню | Количество БИП/проектов ПИР по уточненному Перечню | Утвержден-ный бюджет | Уточнен- ный бюджет | Разница утв/уточ. (гр.4-3) | Разница утв/уточ. (гр.6-5) |
(-/+) | (-/+) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Аппарат акима города Астаны | 1 | 1 | 379,1 | 342,4 | 0 | -36,7 |
2 | Управление автомобильных дорог | 56 | 111 | 23 190,9 | 37 992,1 | 55 | 14 801,2 |
3 | Управление строительства | 76 | 81 | 45 619,4 | 40 569,5 | 5 | -5 049,9 |
4 | Управление коммунального хозяйства | 41 | 41 | 34 874,4 | 26 370,0 | 0 | -8 504,4 |
5 | Управление энергетики | 28 | 37 | 26 780,2 | 39 152,9 | 9 | 12 372,7 |
6 | Управление природных ресурсов и регулирования природопользования города Астаны | 17 | 18 | 2 722,1 | 3 084,3 | 1 | 362,2 |
Итого | 219 | 289 | 133 566,1 | 147 511,3 | 70 | 13 945,2 |
К примеру, из Перечня исключены проекты по строительству учебного корпуса медицинского колледжа на 1200 учащихся севернее Коргалжинского шоссе с объемом средств 400,0 млн.тенге и строительство детского сада на 240 мест южнее Коргалжинского шоссе с инженерными сетями с объемом средств 200,0 млн.тенге, одновременно включен проект по строительству теннисного комплекса II очереди и реконструкция I очереди (перенос покрытия теннисных кортов) в городе Астане в сумме 181,9 млн.тенге.
Ревизионной комиссией неоднократно поднимались вопросы необоснованных перераспределений бюджетных средств между проектами.
Согласно пункту 61 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания АБП вправе перераспределять средства внутри одной бюджетной программы по целевым трансфертам на развитие между местными бюджетными инвестиционными проектами в объеме не более 10% от сумм, выделенных по проекту на текущий финансовый год.
Так, из реализуемых 270 бюджетных инвестиционных проектов в течение 2015 года по 154 проектам (57%) выделенные бюджетные средства перераспределялись между проектами неоднократно, в том числе:
№ п/п | Наименование АБП | Количество проектов | Количество проектов, подвергнутых корректировке | % |
1 | Управление автомобильных дорог | 111 | 59 | 53,2 |
2 | Управление строительства | 81 | 28 | 34,6 |
3 | Управление коммунального хозяйства | 41 | 39 | 95,1 |
4 | Управление энергетики | 37 | 28 | 75,7 |
К примеру, по проекту «Строительство и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в рамках реализации государственной программы «Доступное жилье-2020» (Магистральные тепловые сети к многоквартирным жилым комплексам в районе ул.Бейсековой, строительство которых осуществляется в рамках пилотного проекта сноса аварийного жилья в городе Астане) Управлению строительства выделено 788,7 млн.тенге, освоено 233,7 млн.тенге, оставшиеся средства в размере 555,0 млн.тенге или 70,3% перераспределены на другие проекты.
Управлением коммунального хозяйства по проекту «Развитие системы ливневой канализации в городе Астане» с утвержденной суммой 100,0 млн.тенге уточнения произведены четыре раза, в результате которых объем средств по проекту увеличен до 966,2 млн.тенге или на 866,2 млн.тенге.
Кроме того, при реализации инвестиционных проектов зачастую не соблюдаются нормативные сроки строительства, что при их острой потребности влияет на социально-экономическое развитие столицы.
Например, объект «Городская детская инфекционная больница на 250 коек по пр. Кабанбай батыра и ул. №30» завершен с превышением нормативного срока строительства на 58 месяцев.
Объекты «Центр медико-социальной реабилитации на 250 коек с поликлиникой на 150 посещений в смену» и «Строительство улицы Д. Кунаева на участке от пр. Туран до «Нового центра столицы» (проект Строительство улиц Д. Кунаева, Достык от пр. Туран до «Нового центра столицы») завершены с отставаниями на 66 и 56 месяцев, соответственно.
Увеличивается количество разработанных и нереализованных ПСД инвестиционных проектов.
Так, на сегодняшний день истекли сроки реализации 25 ПСД инвестиционных проектов, на разработку которых затраты бюджета составили 686,1 млн.тенге.
Отмечаем, что при реализации бюджетных инвестиционных проектов АБП в основном допускаются нарушения требований Бюджетного кодекса, законов «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «О государственных закупках», а также Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях и др.
К примеру, проект «Строительство противотуберкулезного диспансера на 500 коек, расположенного северо-восточнее жилого массива «Железнодорожный» стоимостью 10 602,8 млн.тенге реализуется Управлением строительства без соответствующих корректировок ПСД на основании исполнительных смет.
В отдельных случаях работы принимаются без подтверждения их достоверности, что приводит к необоснованным оплатам либо оплате за некачественно выполненные работы, т.е. это следствие ненадлежащего контроля со стороны заказчиков проектов.
Так, управлениями строительства и автомобильных дорог в течение 2014-2015 годов приняты невыполненные либо не качественно выполненные работы на общую сумму 46,5 млн. тенге.
Кроме того, в утвержденных проектно-сметных документациях стоимость отдельных оборудований и изделий в разы превышают фактические закупочные цены.
К примеру, по проекту «Строительство противотуберкулезного диспансера на 500 коек» предусмотрено приобретение Набора интубационных трубок в количестве 152 штук по 2,1 млн.тенге за 1 единицу (в переводе на текущие цены), тогда как фактически стоимость приобретения составила всего 8,4 тыс.тенге за 1 единицу. Разница в цене за 1 единицу составила 2,0 млн.тенге, а в целом общая сумма экономии только по данному медоборудованию – 311,7 млн.тенге.
Аналогичный факт завышения стоимости оборудования в ПСД «набора для эпидуральной анестезии, одноразовой» в количестве 100 штук, где при плане 2,1 млн.тенге за единицу фактически приобретены по 7,5 тыс.тенге или разница в цене 2,0 млн.тенге, общая экономия составила 205,1 млн. тенге.
Имеются факты включения в проект бюджета бюджетных инвестиционных проектов без разработанных к ним ТЭО.
Здесь же отмечаем недостаточность проводимого мониторинга и контроля по реализуемым бюджетным инвестиционным проектам.
Определенную озабоченность вызывает наличие в числе объектов незавершенного строительства проектов, по которым договорные обязательства не исполнены, а сроки действия договоров истекли.
Всего по данным администраторов на сегодняшний день имеются 104 объекта незавершённого строительства, затраты бюджета на их реализацию составили 27,7 млрд.тенге.
Безусловно, наличие подобных «долгостроев» приводит как к количественному увеличению реализуемых бюджетных инвестиционных проектов, к мнимым объемам числящихся на балансе государственных органов активов государства и к увеличению стоимости при их реанимировании (связаны с актами вандализма и краж, удорожания и т.д.).
Член Ревизионной комиссии
по городу Астане
Құрман Ғ.П.
Опубликовано в Бюллетене Счетного комитета
по контролю за исполнением республиканского бюджета
№ 48 за 2 квартал 2016 года