Информация Ревизионной комиссии по городу Астане об итогах оценки эффективности реализации Программы развития города Астаны на 2011-2015 годы
Программа развития города Астаны на 2011-2015 годы (далее – Программа развития) разработана во исполнение Указа Президента «О системе государственного планирования Республики Казахстан» и утверждена решением маслихата города Астаны 29 декабря 2010 года.
Основная цель Программы развития направлена на решение ключевых социально-экономических проблем города Астаны путем повышения уровня жизни населения и создания конкурентоспособной экономики.
Стоит отметить, что итоги оценки Программы развития, в целом, показали положительный социально-экономический эффект.
Так, местным исполнительным органом за весь период ее реализации развития реализованы предусмотренные первоочередные и антикризисные мероприятия, достигнуты запланированные ключевые индикаторы и показатели.
Реализация Программы развития положительно отразилась на динамике основных социально-экономических показателей, улучшении качества жизнедеятельности населения города, что подтверждается данными социологического опроса, согласно итогам которого, удовлетворенность населения основными сферами жизнедеятельности столицы составила 74%.
Необходимо отметить, что изначально, Программой развития предусмотрено достижение 15 целей, 75 целевых индикаторов, 303 показателей с решением 47 задач путем реализации 262 мероприятий.
Для достижения поставленных целей утвержден объем финансирования на 2011-2015 годы в сумме 769,7 млрд.тенге (республиканский бюджет – 338,7 млрд.тенге или 44,0% от общего финансирования, местный бюджет – 131,4 млрд.тенге или 17,1%, собственные и заемные средства – 299,6 млрд.тенге или 38,9%).
В результате неоднократных изменений Программы развития отмечается сокращение стратегических показателей и рост средств финансирования.
Так, за пять лет реализации Программы развития количество ключевых параметров сократилось на 53%, количество мероприятий снизилось на 18,3%, снижены плановые значения отдельных целевых индикаторов и показателей, определяющих динамику социально-экономического развития столицы до 2015 года, одновременно увеличены объемы финансирования мероприятий на 118,3%.
Так, к примеру, в 2015 году по сравнению с 2010 годом по первому направлению «Развитие экономической сферы города» при сокращении плановых значений ключевых индикаторов (71%), финансирование, направленное на их достижение увеличено на 737056,9 млн. тенге или на 405,7% (с 181660,9 млн. тенге до 918717,8 млн. тенге), по третьему направлению «Развитие инфраструктурного комплекса» при снижении плановых значений у 36% ключевых индикаторов, объемы финансирования увеличены на 413810,7 млн. тенге или на 119,3% (с 346937,7 млн. тенге до 760748,4 млн. тенге) и по пятому направлению «Развитие системы государственного местного управления и самоуправления» предусмотрен 1 ключевой индикатор «Повышение уровня удовлетворенности качеством оказания государственных услуг, оказываемых местными исполнительными органами», который изменен в негативную сторону со 100,0% до 86,0% в 2014 году после 3 лет реализации Программы развития, тогда как объем финансирования по данному направлению увеличен на 5851,6 млн. тенге или на 307,3% (с 1904,2 млн. тенге до 7755,8 млн. тенге).
Вместе с тем, основная нагрузка финансирования мероприятий Программы развития приходилась на бюджетные средства - в среднем 71,6%, доля собственных и заемных средств в общем объеме финансирования за пять лет составила 28,4%.
Необходимо отметить, что итоги оценки Программы развития, несмотря на положительную целостную картину ее реализации, указали на отдельные системные недостатки, выявленные по причине несоблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сфере государственного планирования.
Во-первых, повторяются факты несоблюдения принципа Системы государственного планирования «Внутренней сбалансированности», выразившиеся в не согласованности показателей Программы развития со стратегическими и программными документами других уровней.
Во-вторых, описанные в Программе развития проблемы социально-экономического характера, не нашли своего отражения в путях решения и в последствии, в Плане мероприятий не разработаны конкретные действия по их решению.
В-третьих, в Плане мероприятий отдельные меры, направленные для решения поставленных задач, не содержат конкретных мер, а изложены обобщенно без детализации и измеримых показателей, что затрудняет мониторинг их исполнения и снижает эффективность оценки Программы развития в целом.
В-четвертых, ввиду недостаточного контроля реализации и выполнения Программы развития, а также его Планов мероприятий со стороны акимата города Астаны, его ответственных структурных подразделений отмечается не полное исполнение ключевых индикаторов.
Так, согласно Методике по оценке эффективности достижения и реализации стратегических целей и задач, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 18 декабря 2014 года № 146, за весь период реализации Программы развития достижение целевых индикаторов и показателей составило в среднем 68%.
В-пятых, повторяются факты несоответствия отчетных данных по достижению отдельных показателей и целевых индикаторов официальным статистическим данным, несоответствия планируемых показателей и индикаторов Базовому перечню показателей, отсутствие логической взаимосвязи отдельных целевых индикаторов с целями Программы развития.
К примеру, в утвержденном Базовом перечне целевые индикаторы «Объем отгруженной продукции в другие регионы (по промышленным предприятиям, с численностью свыше 50 человек)», «Доля взрослого населения владеющего государственным языком» и другие в Программе развития указаны как показатели прямого результата, тогда как в утвержденном Базовом перечне как целевые индикаторы.
Ревизионной комиссией заинтересованным государственным органам направлены соответствующие рекомендации и поручения.
Член Ревизионной комиссии
по городу Астане
Байдаулетова А.С.
Опубликовано в Бюллетене Счетного комитета
по контролю за исполнением республиканского бюджета
№ 48 за 2 квартал 2016 года