Ғалымжан Молдаш: Уровень удовлетворенности астанчан основными сферами жизнедеятельности города составляет 74%

В интервью «Вечерней Астане» председатель Ревизионной комиссии Ғалымжан Молдаш отметил, что это является достаточно высоким показателем. Вместе с тем, по словам председателя Ревкома, при планировании и исполнении бюджета столицы имеются определенные упущения. В беседе с журналистом издания Ғалымжан Молдаш рассказал, какие меры помогут повысить эффективность данной работы.

- Ғалымжан Өмірәліұлы, насколько успешно развивается экономика столицы?

- По итогам прошлого года, несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние факторы, экономика столицы продемонстрировала значительный рост: за этот период валовой региональный продукт (ВРП) города достиг 4,6 трлн. тенге. Это на 15,8% больше, чем в 2014 году. По объему ВРП столица заняла второе место в респуб­лике после Алматы.

- Каков был объем прошлогоднего бюджета столицы?

- После нескольких корректировок он составил 385,6 млрд. тенге, это выше утвержденного плана на 45,4 млрд. тенге, или на 13,4%.

- На какие сферы была потрачена основная часть средств?

- Последние три года основная доля затрат приходится на сферы жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и коммуникаций - это от 12% до 23,4% бюджета. От 6% до 13,9% бюджета тратится на сферы образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма и информационного пространства.

- На сколько процентов был освоен прошлогодний бюджет города?

Освоение средств бюджета в прошлом году достигло высокого уровня в 99,8%. С 2013 года наблюдаем тенденцию снижения одного из немаловажных показателей качественного исполнения бюджета - объема дебиторской задолженности, объемы которой по итогам 2015 года составили 43,8 млрд. тенге, что ниже показателя 2014 года на 2,5 млрд. тенге. Положительная динамика сохраняется и с кредиторской задолженностью, которая по итогам 2015 года сократилась по сравнению с 2014 годом более чем на 50%, или на 3,5 млрд. тенге.

- Какие недостатки в планировании местного бюджета вы видите?

- Необходимо более тщательней подходить к разработке перечня инвестиционных проектов. Проведенные нами аудиторские мероприятия показали, что на сегодня в утвержденный Перечень инвестиционных проектов неоднократно вносятся изменения и дополнения. Например, в 2015 году из перечня было исключено 36 проектов на общую сумму 3,9 млрд. тенге при одновременном включении 106 проектов на сумму 34,7 млрд. тенге. Полагаем, что необходимо минимизировать перераспределение бюджетных средств между проектами, тем самым улучшая эффективность использования выделенных средств. Здесь необходимо отметить, что, согласно законодательству, администраторы вправе самостоятельно перераспределять не более чем 10% от выделенных на конкретный бюджетный инвестиционный проект средств. Однако, как показывает практика, в отдельных случаях перераспределению подлежали больше половины средств, выделенных на реализацию того или иного инвестиционного проекта, что, в свою очередь, влечет не только нарушение действующего законодательства, но и напрямую влияет на эффективность и качество их дальнейшего освоения, сроки завершения инвестиционных проектов со всеми вытекающими обстоятельствами. Кроме того, администраторами порой упускаются из виду требования законодательства по получению необходимых отраслевых и экономических экспертиз, разработке инвестиционных предложений. К сожалению, отсутствие указанных документов не мешает их одобрению и выделению на реализацию инвестиционных проектов значительных бюджетных средств.

- Какие выводы можно сделать о реализации в столице Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы?

- Реализация данной государственной программы вкупе с реализацией акиматом столицы иных программ, направленных на активизацию деловой активности субъектов предпринимательства, в первую очередь, строительство Индустриального парка, дальнейшее развитие Специальной экономической зоны, реализация Карты индустриализации, в целом отразились на улучшении городского бизнес-климата. Так, к примеру, за последние пять лет участники специальной экономической зоны, в том числе действующие в Индустриальном парке, пополнили бюджет налогами на сумму более 17 млрд. тенге. За 2010-2014 годы предприятия Индустриального парка произвели продукцию на сумму 480 млрд. тенге. Доля этих предприятий в общем объеме промышленности города за пять лет составила 42,7%. Благодаря чему создано более 3 тысяч новых рабочих мест. В рамках реализации «Дорожной карты бизнеса-2020», начиная с 2010 года, 297 субъектов малого и среднего бизнеса получили государственную поддержку, в результате сохранено более 8 тысяч действующих рабочих мест и создано свыше 4 тысяч новых. Кроме того, участники «Дорожной карты бизнеса» в 2010-2015 годах выплатили 20 млрд. тенге в виде налогов.

- Все ли участники «Дорожной карты бизнеса-2020» в полной мере оправдали полученную государственную помощь?

- К сожалению, нет. К примеру, 17,5% участников «Дорожной карты бизнеса» в 2010-2014 годах не осуществляли налоговые отчисления, 35,4% предприятий не создавали рабочие места, 34% предприятий практически так и не произвели выпуск продукции. То есть, несмотря на весьма положительные итоги реализации «Дорожной карты бизнеса» в столице, необходимо работать над качеством отбора ее участников, уделять большее внимание усилению мониторинга их деятельности.

- Решены ли проблемы обеспечения предприятий Индустриального парка всей необходимой инфраструктурой?

- Здесь также нашими аудиторами отмечается наличие определенных проблем, связанных с несоблюдением подрядчиками намеченных сроков завершения строительных работ, что, по нашему мнению, отражается на выходе предприятий на полную мощность. На момент проведения контроля из 54 действующих предприятий на территории Индустриального парка были обеспечены центральным теплоснабжением лишь 5, или 9,2%, протяженность автомобильных дорог составляла 80%, водопровода - 77%, бытовой канализации - 80%, ливневой канализации - 82%. В результате только два предприятия Индустриального парка достигли 50% своей проектной мощности. Допускаю, что с того времени ситуация кардинально не поменялась.

- Как обстоят дела с трудоустройством безработных в рамках госпрограммы?

- Согласно имеющейся у нас информации, в 2011-2015 годах в рамках «Дорожной карты занятости» были обучены 4708 человек и на эти цели из бюджета было направлено 3,2 млрд. тенге. Изначально подготовка специалистов была ориентирована для трудоустройства на предприятиях Индустриального парка. В итоге из числа обученных были трудоустроены только 72%, на предприятия ГПФИИР - только 1,8% от общего количества прошедших обучение. Здесь же мы отмечаем низкий уровень трудоустройства обученных граждан по полученным за счет государства специальностям. То есть при одной потребности работодателей в тех или иных специальностях количество обучаемых значительно превышает спрос, что отражается в дальнейшем на их трудоустройстве по полученным специальностям. К сожалению, проблема трудоустройства обученных по полученным специальностям является не новой и кардинальных изменений не претерпевает, что связано как с низким уровнем прогнозирования уполномоченными органами на средне- и долгосрочной основе потребностей экономики столицы в тех или иных специальностях, так и с резко меняющимся спросом со стороны работодателей.

- По вашей оценке, насколько успешно была выполнена Программа развития Астаны на 2010-2015 годы?

- В целом ключевые индикаторы программы были достигнуты. Мы привлекли независимых экспертов и провели социологический опрос среди населения города. По результатам опроса, удовлетворенность граждан основными сферами жизнедеятельности города составила 74%. Это высокий показатель. Вместе с тем в реализации такой масштабной программы были и определенные недостатки. При разработке самой программы отдельные мероприятия по решению поставленных задач не содержали конкретных мер и действий, а были изложены обобщенно, без детализации и измеримых показателей, что в итоге затруднило мониторинг их исполнения. При реализации программы производились многочисленные корректировки, в результате которых количество ключевых параметров программы сократилось на 53%, снизились плановые значения некоторых целевых индикаторов при одновременном увеличении объемов финансирования программы на 118,3%. Отдельные индикаторы и показатели программы не были достигнуты. За весь период реализации программы достижение целевых индикаторов и показателей составило в среднем 68%. Стоит отметить, что изначально упущения были допущены в самих методологических документах по разработке программ развития, что, конечно же, отразилось и на качестве подготовки Программы развития города Астаны. Здесь же были учтены и требования отраслевых министерств при определении целевых индикаторов и показателей, которые порой не совсем соответствовали реалиям столицы. В текущем году в столице начата реализация новой Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы, где, полагаю, учтены все недостатки предыдущей программы.

- Учитывая, что в текущем году институт ревизионных комиссий отмечает свое 5-летие, каковы в целом итоги деятельности городской Ревизионной комиссии за этот период?

- Приятно отметить, что в августе текущего года исполняется 5 лет с образования нашей Ревизионной комиссии. Вообще, обсуждения о необходимости создания в регионах отдельного государственного органа, осуществляющего независимый контроль за исполнением местных бюджетов, шли достаточно долго. Тем самым 2 мая 2011 года Главой государства был принят указ о создании ревизионных комиссий во всех регионах с определением функций и задач вновь образуемых государственных органов, а также их штатной численности. И за прошедшие пять лет Ревизионная комиссия по городу Астане сложилась как полноценный государственный орган, осуществляющий внешний государственный финансовый контроль за исполнением бюджета столицы, итоги деятельности которой на постоянной основе заслушиваются на сессиях городского маслихата. Так, за истекший период нами проведено более 125 контрольных мероприятий на более чем 500 объектах. Контролю ежегодно подвергаются практически все администраторы бюджетных программ, в том числе их подведомственные организации и предприятия. Так, объем бюджетных средств и активов государства, охваченный контролем, составил свыше 860 млрд. тенге, а объем выявленных финансовых нарушений - более 242 млрд. тенге. В доход государственного бюджета возмещено около 2 млрд.тенге, восстановлено товарами, работами либо по бухгалтерскому учету - на сумму более 70 млрд. тенге. При этом деятельность Ревизионной комиссии направлена не только на выявление нарушений, а, в первую очередь, на определение системных недостатков и проблемных вопросов, а также путей их решения. По итогам контрольных мероприятий нами даются соответствующие поручения и рекомендации для объектов контроля, решение которых, на наш взгляд, позволит администраторам бюджетных программ повысить эффективность использования бюджетных средств и в конечном итоге в целом уровень удовлетворенности населения как услугополучателей и потребителей. В свою очередь уровень удовлетворенности граждан, на мой взгляд, является важнейшей задачей каждого государственного органа.

- Ғалымжан Өмірәліұлы, спасибо за содержательную беседу и дальнейших успехов в вашей работе.

Источник: http://vechastana.kz