На заседании Ревизионной комиссии подведены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств и активов государства, выделенных на развитие пассажирских перевозок и инфраструктуры для общественного транспорта города Нур-Султан
По итогам проведенного госаудита, проведенного в ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Нур-Султан», АО «Автобусный парк №1» выявлены отдельные нарушения и недостатки при планировании бюджетных средств по охваченным бюджетным программам, а также ряд системных проблем и недостатков в сфере организации пассажирских перевозок столицы.
Управлением не обеспечено достижение отдельных показателей прямых и конечных результатов бюджетных программ.
Так, конечным показателем бюджетной программы 021«Обеспечение безопасности дорожного движения в населенных пунктах» является снижение уровня детского травматизма на 4%.
При этом, аудитом установлено, что по данным Департамента внутренних дел города Нур-Султан в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с участием несовершеннолетних в 2017 году пострадали 88 детей, в 2018 году - 107 детей, т.е. уровень детского травматизма в 2018 году увеличился на 21,6%.
Несмотря на проводимую работу по оптимизации маршрутов в соответствии с пассажиропотоком, в настоящее время все еще имеется загруженность отдельных маршрутов, в том числе маршруты №№9, 15, 24, 47, 120, 31, 302, 303, 308, 51.
Вместе с тем, имеются и маршруты по которым загруженность составляет менее 50% (экспресс и пригородные маршруты №100, №105, №314, №318).
По итогам аудита отмечаются не решенные вопросы субсидирования пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям, на что за период аудита выделены средства в общей сумме 6 717 000 тыс.тенге (за 2018 год - 3 000 000,0 тыс.тенге, первое полугодие 2019 года - 3 717 000,0 тыс.тенге).
Так, имеются значительные расхождения в расчетах тарифов перевозчиков, Управления и утвержденных постановлениями акимата, где расчеты перевозчиков значительно превышают утвержденные тарифы.
К примеру стоимость проезда по маршруту №72 по расчетам АО «Автобусный парк №1» составляет 728,9 тенге, акиматом тариф по данному маршруту утверджден в сумме 554 тенге. Для населения тариф установлен в размере 90 тенге по средствам безналичного расчета и 180 тенге при наличной оплате.
Следует отметить, что несмотря на внедрение в столице с января 2018 года электроной системы оплаты проезда субсидирование социально значимых маршрутов осуществляется по фактически перевезенным пассажирам, что противоречит требованиям Правил субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связаных с осуществлением социально-значимых перевозок пассажиров, где предусмотрен расчет исходя из пройденного пути по маршруту.
Кроме того, ежегодно образуется кредиторская задолженность перед поставщиками услуг по пассажирским перевозкам.
Так, по итогам 2018 года в Управлении образовалась кредиторская задолженность перед автобусными парками в общей сумме 1 331 504,4 тыс.тенге.
В свою очередь, не обеспечение полной и своевременной оплаты услуг перевозчиков общественного транспорта негативно влияет на их финансовое положение, что в свою очередь в итоге может повлиять на своевременность и качество оказываемых услуг.
Системным проблемным вопросом отмечается не обеспечение в полной мере столицы оборудованными остановочными павильонами.
Так, на сегодняшний день в столице большое количество необорудованных остановочных пунктов, в том числе без павильонов, площадок и дорожных карманов.
Значительное количество необорудованных остановок, особенно на окраинах столицы, не обеспечивает не только комфортные условия, но и безопасность пассажиров, что в результате вызывает неудоволетворенность населения.
Кроме того, не обеспечено эффективное функционирование остановочных павильонов закрытого типа (теплые остановки).
Так, в 44 остановочных павильонах из 55, установленных за период аудита, отсутствует электричество, не функционируют установленные кондиционеры, тепловые завесы, видеокамеры, ни в одном павильоне не работает беспроводной маршрутизатор 4G (Wi-Fi), в связи с отсутствием оператора, предоставляющего связь, павильоны находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии, имеются разбитые двери, сломанные сиденья, разрисованные стены, обшарпанные панели и т.д.
Кроме того, отмечается, что записи с камер видеонаблюдения хранятся не более суток и не передаются каким-либо органам и организациям, т.е. не организовано их эффективное использование для обеспечения безопасности пассажиров и сохранности активов государства, имеющихся в павильонах.
Следует отметить, недостатки при проектировании строительства остановочных павильонов закрытого типа, что не позволяет завершить реализацию проекта.
Так, в рамках проекта не осуществлена установка Боллардов (защитные устройства), в связи с тем, что на 42 из 55 остановочных павильонах существуют препятствия для их установки на глубине 1,5 метров в виде инженерных сетей.
В ходе аудита проведена встречная проверка в самом крупном из перевозчиков, подведомственном предприятии Управления АО «Автобусный парк №1» по итогам которой отмечаются отрицательные результаты его финансово-хозяйственной деятельности.
Так, за 2018 год АО «Автобусный парк №1» получены убытки в сумме 6 102 242,0 тыс.тенге.
Основными статьями затрат себестоимости реализованных товаров и услуг являются амортизационные отчисления (30,8%), заработная плата (28%) и ГСМ (23,3%).
Вместе с тем, несмотря на обновление автопарка на момент аудита в АО «Автобусный парк №1» 24,5% автобусов (166 из 689) находятся в неисправном состоянии в том числе 28, находящиеся на гарантийном обслуживании, в связи с чем имеются факты упущенной выгоды.
В ходе аудиторского мероприятия на сайте Ревизионной комиссии проведен опрос удовлетворенности населения качеством пассажирских перевозок и инфраструктуры для общественного транспорта, по результатам которого, установлено, что 83,3% населения столицы удовлетворены качеством перевозки пассажиров, 80% интервалом между автобусами, 80% состоянием автотранспортных средств, а также 100% опрошенного населения довольны электронной системой оплаты проезда.
Также проведен анализ обращений граждан в сфере развития пассажирских перевозок и инфраструктуры для общественного транспорта столицы, поступивших в Управление, ТОО «Астана LRT» и Городской центр мониторинга оперативного реагирования акимата города Нур-Султан – iKomek, где отмечается, что несмотря на значительное обновление автобусного парка столицы, жалобы пассажиров на санитарно-техническое состояние подвижного состава не уменьшаются.
Общая сумма финансовых нарушений по итогам госаудита составила 132 463,1 тыс.тенге, из них 89 785,9 тыс. тенге восстановлено в ходе аудита.
Объем неэффективно использованных бюджетных средств составил 1 462 848,6 тыс. тенге.
По итогам аудита выявлено 37 процедурных нарушений, 17 фактов системных недостатков, связанных с деятельностью объектов государственного аудита.
По фактам нарушений норм законодательства о государственных закупках и бухгалтерского учета 8 материалов направлены в Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султан, а также по фактам нарушений норм законодательства Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной, строительной деятельности 3 материала аудита направлены в Управление контроля и качества городской среды города Нур-Султан для принятия административных мер.