5 декабря 2019 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан
На заседании Ревизионной комиссии подведены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств выделенных Управлению культуры и спорта города Нур-Султан и его подведомственным организациям на развитие спорта.
По итогам проведенного госаудита выявлены факты отклонений при совершении объектами аудита финансовых и хозяйственных операции в сфере бюджета, бухгалтерского учета и финансовой отчетности, физической культуры и спорта и других нормативных и правовых актов, коллизии и пробелы в Законе Республики Казахстан «О физической культуре и спорте», а также в Правилах ранжирования видов спорта Республики Казахстан.
При полном освоении бюджетных средств Управлением культуры и спорта (далее - Управление) не достигнуты конечные показатели бюджетной программы 003 «Подготовка и участие членов сборных команд по различным видам спорта на республиканских и международных спортивных соревнованиях»: в 2017 году показатель конечного результата «Увеличение количества завоёванных медалей к уровню 2016 года в 2017 году на 5%», Управлением не достигнут, не достижение составило 3,5% или 244 медалей. Аналогично в 2018 году показатель конечного результата «Увеличение количества завоеванных медалей в 2018 году на 5%», Управлением не достигнут, не достижение составило 13,0% или 917 медалей.
Кроме того, установлено отсутствие взаимосвязи между прямыми и конечными показателями бюджетной программы, а также, что достижение прямых показателей не в полной мере отражают результаты деятельности Управления, в соответствии с его полномочиями и функциями.
Подтвердить достижение конечного результата бюджетной программы 006/017 - увеличение охвата детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом до 24,6% (2017г.), 24,7% (2018г.) не представляется возможным, в связи с не корректным, по мнению аудита, расчетом Управления охвата численности детей и подростков (не учтен контингент технического и профессионального образования).
В бюджетной программе 032 показатель конечного результата «Обеспечение основными средствами подведомственных государственных учреждений и организаций для полноценного функционирования» в 2017-2018 годах не выражен в абсолютных, относительных или процентных величинах, т.е. не является измеримым показателем достижения цели бюджетной программы.
Управлением и семью подведомственными организациями (Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №1, Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №6, Специализированная детско-юношеская спортивная школа №7, Детско-юношеская спортивная школа №9, Центр подготовки олимпийского резерва, Школа высшего спортивного мастерства «Толағай», Спорткомбинат «Даулет») в нарушение Бюджетного кодекса РК и других нормативных правовых актов допущена необоснованная оплата средств на общую сумму 11 544,8 тыс. тенге. Кроме того, в охваченных аудитом организациях установлены отдельные нарушения законодательства о государственных закупках и положений отраслевых нормативных правовых актов в сфере спорта.
В трех подведомственных организациях спорта (Специализированная детско-юношеская спортивная школа №7, Детско-юношеская спортивная школа №9, Центр подготовки олимпийского резерва) установлены нарушения правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности, приведшие к искажению финансовой отчетности на общую сумму 9 183,0 тыс. тенге.
При проведении аудита установлены коллизии, противоречия, пробелы в следующих нормативных правовых актах:
в нормах Закона РК «О физической культуре и спорте», пункт 3 статьи 41 закона (аттестация тренеров проводится республиканскими аккредитованными спортивными федерациями) не соответствуют подпункту 12) пункта 2 статьи 12 закона (аттестации тренеров является обязанностью республиканских и региональных аккредитованных спортивных федераций) и пункту 2 Правил проведения аттестации тренеров и спортивных судей (аттестация тренеров проводится аккредитованными республиканскими и региональными спортивными федерациями по видам спорта);
в Правилах ранжирования видов спорта:
- противоречия между пунктом 7 Правил ранжирования (чемпионаты Республики Казахстан) и пунктом 16 Правил проведения спортивных мероприятий, утвержденных приказом Министра культуры и спорта РК от 4 ноября 2014 года №74;
- противоречия между приложением 2 с пунктом 10 Правил ранжирования, по тренерам без наличия какой-либо категории, а также определения, органа представляющего справки тренерам без категории;
- объективности применения критерия «Наличие материально-технической базы» для отдельных видов спорта («Бүркітші» и другие);
- дополнения критериями по обеспечению прозрачности и сбалансированности определения порядка распределения государственного финансирования по видам спорта в целях их развития (дополнения и расширения подпункта 8 пункта 1 Правил ранжирования);
- по охвату в ранжировании всех видов спорта, культивируемых в регионах (городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент).
Аудитом установлено что, несмотря на принятие в 2017 году Правил ранжирования, распределение бюджетных средств в 2018-2019 годах с учетом ранжирования видов спорта фактически Управлением не применялись.
Более того, существующий подход к финансированию видов спорта Управлением определяется без должного учета итогов ранжирования, а также результативности видов спорта.
Аудитом отмечается, что ранжированием охвачены не все виды спорта, культивируемые в столице. Так, в 2017 году ранжированием охвачено 75 видов спорта из 110 культивируемых видов спорта в столице, основными причинами этого является отсутствие аккредитованных спортивных федераций по видам спорта или не представление аккредитованными спортивными федерациями необходимых документов для проведения процедуры ранжирования.
К примеру, ОО «Федерация грэпплинга по городу Астана» с наличием свидетельства об аккредитации от 16 июня 2015 года, Филиал РОО «Казахстанская федерация авиационного спорта в городе Астана» с наличием свидетельства об аккредитации от 25 июня 2015 года, ОО «Столичная федерация развития гольфа» с наличием свидетельства об аккредитации от 2 мая 2017 года и др. не предоставили документы на рассмотрение региональной комиссии для проведения процедуры ранжирования.
Таким образом, несмотря на внесенные изменения и дополнения в Закон РК «О физической культуре и спорте», а также принятия Правил ранжирования, финансирование спорта в 2018 и 2019 годах в основном направлено на развитие игровых видов спорта, таких как футбол и хоккей с шайбой.
Так, на футбол и хоккей с шайбой из бюджета выделено 7 497 229,2 тыс.тенге или 50,6% от общего объема финансирования, выделенного на развитие спорта столицы в 2018 и 2019 годах.
Кроме того, аудитом не установлено, наличие рейтинга государственных спортивных организаций на уровне регионов или республики по видам спорта необходимого для определения эффективности их деятельности и конкурентоспособности.
В целом по итогам госаудита выявлены финансовые нарушения на общую сумму 20 727,8 тыс. тенге, неэффективное использование бюджетных средств и активов субъектов квазигосударственного сектора на сумму 21 064,9 тыс. тенге, а также 77 процедурных нарушений и 31 недостаток.
В ходе государственного аудита Ревизионной комиссией материалы аудита направлены для принятия административных мер в Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султан по 3 фактам в сфере нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, по 2 фактам за нарушение Правил ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности в Специализированный межрайонный административный суд города Нур-Султан по итогам, рассмотрения которых привлечены к административной ответственности 5 должностных лиц на общую сумму 757,5 тыс. тенге.
Для минимизации установленных недостатков и нарушений Ревизионной комиссией выработаны поручения и рекомендации, которые направлены объектам аудита для рассмотрения и исполнения.
По пробелам и коллизиям, установленным в нормативных и правовых актах, Ревизионной комиссией будут направлены письма в Министерство культуры и спорта Республики Казахстан и Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета.