5 сентября 2019 года на заседании Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан рассмотрены итоги государственного аудита эффективности использования активов квазигосударственного сектора в рамках предусмотренных механизмов по жилищному строительству
Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан, рассмотрев итоги государственного аудита эффективности использования активов квазигосударственного сектора в рамках предусмотренных механизмов по жилищному строительству отмечает, что в целом их использование осуществляется в соответствии с целями и задачами, установленными Программой «Нұрлы жер» и учредительными документами.
Так, в рамках механизма реализации пилотного проекта сноса аварийного жилья в городе Нур-Султан осуществляется строительство малогабаритного жилья и жилья І-IV классов комфортности с офисными помещениями и паркингами для реализации на рынке в целях реинвестирования проекта. Реализация первого этапа Пилотного проекта осуществлена в 2012 – 2017 годы, в рамках которого ТОО «Елорда даму» для переселения семей из аварийных домов передано в коммунальную собственность 3 471 квартира на общую сумму 28,7 млрд. тенге и 48 нежилых помещений на общую сумму 614,4 млн. тенге. Реализация второго этапа Пилотного проекта предполагается в период 2018 – 2022 годов, за время реализации предполагается передавать в коммунальную собственность 10% от введенного в эксплуатацию жилья. В 2018 году в коммунальную собственность передано общей площадью 4 267 кв.м. или 12,1 % от общего объема строительства.
В рамках механизма финансирования завершения проблемных объектов жилищного строительства в городе Астане по состоянию на 31 марта 2019 года Межведомственной комиссией акимата города Астаны по завершению проблемных объектов жилищного строительства рекомендовано ТОО «Елорда құрылыс компаниясы» (далее - ТОО «ЕҚК») завершить строительство 29 жилых комплексов с общим количеством 10 592 дольщика. За проверенный период ТОО «ЕҚК» начата достройка 3-х проблемных объектов.
Вместе с тем, аудит показал наличие определенных недостатков механизмов жилищного строительства в городе Нур-Султан.
Так, Программой «Нұрлы жер» предусмотрена возвратность вложенных государственных инвестиций в рамках Пилотного проекта. Однако в настоящее время отсутствует документ, определяющий гражданско-правовые отношения между ТОО «Елорда даму» и местными исполнительными органами по закреплению объема обязательств, порядка и условий возврата вложенных государственных инвестиций в соответствии с условиями Программы «Нұрлы жер». При этом всего в реализацию проекта вложены бюджетные средства на общую сумму 40 млрд. тенге.
Кроме того, закрепление в рамках Пилотного проекта за местными исполнительными органами осуществления благоустройства, подведения инженерных сетей к предусмотренным объектам строительства и освобождения под их строительство земельных участков может приводить к отсутствию синхронизации их завершения и увеличению сроков их завершения, а также к повреждению конструкций, созданных ТОО «Елорда даму», в случаях более позднего осуществления работ по благоустройству.
Осуществление в рамках Пилотного проекта благоустройства, подведения инженерных сетей к предусмотренным объектам строительства и освобождения под их строительство земельных участков является значительной нагрузкой для бюджета и поэтому, на наш взгляд, требует максимальной оптимизации.
Механизм завершения проблемных объектов жилищного строительства в городе Нур-Султан имеет следующие недостатки:
- в утвержденном Порядке завершения проблемных объектов отсутствуют понятия финансового и юридического аудита и не предусматривается их проведение как предусмотрено Программой «Нұрлы жер» от 22 июня 2018 года №372;
- согласно утвержденному Порядку завершения проблемных объектов консалтинговой компанией могут являться любые индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе не имеющие необходимых ресурсов для проведения соответствующего анализа. В результате допускается привлечение консалтинговых компаний, которые не могут гарантировать достаточный уровень надежности анализа перечня договоров (сделок), в соответствии с условиями которых у ЖСК и/или Заказчика возникают обязательства по передаче доли в объекте физическим лицам;
- неэффективность планирования средств, необходимых для реализации механизма. Так как, предусмотрено выделение 40 млрд. тенге по состоянию на 31 марта 2019 года выделено 20 млрд. тенге, из которых освоено только 153,5 млн. тенге. Однако отсутствуют расчеты, обосновывающие размер выделенных ТОО «ЕҚК» средств. Вместе с тем, согласно полученным от ТОО «ЕҚК» пояснениям укрупненные расчеты показывают, что для завершения строительства 29 проблемных объектов, рекомендованных Межведомственной комиссией акимата города Нур-Султан по вопросам долевого участия в жилищном строительстве, необходимо 275,7 млрд. тенге;
- в Порядке завершения проблемных объектов не определено за чей счет должны осуществляться технический аудит и работы по анализу перечня договоров. Факты проведения в одних случаях вышеуказанных мероприятий за счет ТОО «ЕҚК», а в других за счет ЖСК и/или Заказчика, могут вызывать негативную реакцию со стороны дольщиков, которым пришлось понести дополнительные затраты;
- в Порядке завершения проблемных объектов предусмотрено реинвестирование выделенных средств, тогда как Программой «Нұрлы жер» не предусматривалось реинвестирование. При этом срок использования средств согласно Договору целевого займа с АО «Байтерек девелопмент» составляет 4 года, что, учитывая длительность строительства объектов и реализации свободных помещений, недостаточно для реинвестирования высвобождаемых денежных средств.
Кроме того, установлены недостатки учредительных документов, организационных структур, кадровой политики и системы оплаты труда уполномоченных организаций акимата города Нур-Султан (ТОО «Елорда даму» и ТОО «ЕҚК»).
Также выявлены отдельные факты нарушений законодательства Республики Казахстан в сферах строительной деятельности, государственных закупок, бухгалтерского учета и финансовой отчетности, не носящие систематический характер и в отдельных случаях повлекшие административную ответственность.
В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на 1,4 млрд. тенге (восстановлены по учету в ходе аудита), неэффективное планирование активов квазигосударственного сектора на общую сумму 19,5 млрд.тенге, а также 29 процедурных нарушений и 20 недостатков.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление и даны соответствующие поручения и рекомендации.
По фактам нарушений норм законодательства о государственных закупках и бухгалтерском учете и финансовой отчетности материалы направлены в Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султан для принятия административных мер.