31 января 2019 года на заседании Ревизионной комиссии по городу Астане рассмотрены итоги государственного аудита по оценке реализации мероприятий Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы в городе Астане
Итоги государственного аудита по оценке реализации мероприятий Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы в городе Астане (далее – Государственная программа), показали, что в целом их выполнение местными исполнительными органами города Астаны осуществляется в соответствии с утвержденными планами и приводит к позитивной динамике показателей результатов, указывающей на улучшение уровня владения языками.
Так, достижение показателей Государственной программы «Доля населения, владеющего государственным языком» возросло с 81 % в 2016 году до 83 % в 2017 году, «Доля населения республики, владеющего английским языком» с 25 % до 26 %, «Доля населения республики, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским)» с 5,0 % до 8,0 %.
Вместе с тем, следует отметить, что если по первым двум показателям плановые и фактические значения выше общереспубликанских значений, то по третьему показателю плановые и фактические значения гораздо ниже аналогичного планового показателя Государственной программы (на 52,9 % в 2017 году и на 40,0% в 2020 году).
При этом отмечаем, что по городу Астане местными исполнительными органами из 9 целевых индикаторов Государственной программы в Программе развития города Астаны на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением акимата города Астаны от 6 января 2016 года №114-1 (далее – ПРТ), установлены только 3 аналогичных индикатора. В утвержденных планах мероприятий города Астаны также отсутствуют количественные показатели результатов и сроки их исполнения. В результате и социальные исследования проводились только по трем показателям результата, включенным в ПРТ.
Таким образом, местные исполнительные органы владеют информацией по достижению в городе Астане только по 3 из 9 целевых индикаторов, из которых в 2017 году плановые результаты достигнуты по двум («Доля населения, владеющего государственным языком» план – 80 %, факт – 83 % и «Доля населения республики, владеющего английским языком» план – 22 %, факт – 26 %) и по одному не достигнуты («Доля населения республики, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским)» план – 17 %, факт – 8 %).
На наш взгляд причина столь значительного отличия плановых и фактических значений показателя «Доля населения республики, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским)» на местном и республиканском уровнях в отличии методики подсчета.
В связи с отсутствием информации по всем индикаторам государственной программы оценить результативностьреализации намеченных в городе Астане задач Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан и соотношение плановых (прямых, конечных) и фактических результатов соответствующей деятельности не представляется возможным.
Также нет возможности определить достоверность и объективность проводимых социологических исследований, так как Управлением не используются альтернативные способы изучения уровня владения населения языками такие как:информация по используемому языку при посещении интернет-ресурсов, при получении государственных услуг на электронных порталах и в ЦОНах, call-центров операторов мобильной связи, сведений по результатам прохождения тестирования претендентов на государственную службу.
Планы мероприятий города Астаны по реализации Государственной программы включают не все мероприятия, предусмотренные планами мероприятий Правительства РК по реализации Государственной программы для местных исполнительных органов. Отдельные мероприятия городских планов мероприятий выполняются не в полной мере. В результате проводятся не все виды мероприятий предусмотренных Государственной программой (например, не проводятся телепроекты, телеигры, телеуроки). Количество видов мероприятий проводимых в рамках Государственной программы в 2017 году сократилось относительно 2016 года. Большинство мероприятий реализуется в одних и тех же формах ежегодно (семинары, круглые столы, вечера и т.д.).
Таким образом, Управлением не в полной мере применяются различные виды и формы мероприятий, в т.ч. с учетом актуальности тенденций развития столицы (посредством социальных сетей, онлайн-тестирование и т.п.).
Вместе с тем, отмечаем, что после утверждения в июле 2018 года нового плана мероприятий Правительства РК на 2017 – 2019 годы по реализации Государственной программы соответствующие корректировки в План мероприятий города Астаны на 2017-2019 годы не внесены, что может иметь негативные последствия для качества реализации Государственной программы.
Кроме того, при планировании бюджетной программы 002 «Развитие государственного языка и других языков народа Казахстана», в рамках которой осуществляется финансирование Государственной программы, в отдельных случаях отсутствуют необходимые показатели конечного результата бюджетных программ, что может иметь негативные последствия для исполнения и оценки реализации бюджетных программ.
При этом также достигнуты не все показатели прямого результата бюджетной программы 002 (не достигнуты в 2016 году – 2 из 3 показателей, в 2017 году – 1 из 3 показателей).
Вместе с тем, в нарушение принципа эффективности, предусмотренного подпунктом 12) статьи 4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, Управлением произведены расходы по обучению государственному и английским языкам 625 человек на общую сумму 9 691,7 тыс.тенге, в результате которого указанные лица не получили необходимый уровень знаний государственного и английского языков.
Кроме того, установлено, что в рамках подготовки города Астаны к Международной специализированной выставке «ЭКСПО-2017» в период с 5 апреля по 1 августа 2017 года осуществлено обучению английскому языку сотрудников социальной сферы на общую сумму 2 750,0 тыс.тенге, тогда как открытие Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» состоялось 10 июня 2017 года. То есть, обучение завершено по истечении значительного срока проведения «ЭКСПО-2017», что указывает на определенные недостатки планирования данного мероприятия.
Вышеизложенные факты указывают, что не обеспечена полная эффективность использования бюджетных средств на достижение запланированных результатов от реализации в городе Астане Государственной программы.
При реализации мероприятий Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы в городе Астане допущены отдельные факты нарушений бюджетного и иного законодательства.
Так, по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 312,5 тыс. тенге (подлежат возмещению в доход бюджета), неэффективное использование бюджетных средств на 9 691,7 тыс. тенге, а также 11 процедурных нарушений и 9 недостатков.
При этом Управлением допущены факты планирования расходов на общую сумму 33 924,0 тыс. тенге без предусмотренных законодательством документов, подтверждающих достоверность расчетов стоимости подарков, цветов, воды и других материалов для проведения мероприятий, что может приводить к излишнему расходу бюджетных средств.
Кроме того, Управлением в нарушение законодательства о бухгалтерском учете допущены факты раздачи расходных материалов при проведении мероприятий на общую сумму 14 152,0 тыс. тенге без соответствующего отражения по бухгалтерскому учету. Факты не отражения по бухгалтерскому учету осуществляемых операций искажают достоверность учета Управления, снижают уровень контроля за совершаемыми операциями и могут приводить к фактам неэффективного и (или) необоснованного использования активов.
Аудит показал, что основной причиной допущенных нарушений и недостатков является недостаточный уровень квалификации и исполнительской дисциплины ответственных работников.
По итогам заседания Р