12 февраля 2019 года на заседании Ревизионной комиссии по городу Астане подведены итоги государственного аудита использования средств местного бюджета, выделенных на обеспечение охраны общественного порядка и безопасности города Астаны, проведенного в государственном учреждении «Департамент внутренних дел города Астаны Министерства внутренних дел Республики Казахстан»
Анализ финансирования расходов, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка в городе Астане показывает положительную динамику.
За период с 2016 по 2018 годы расходы по данному направлению составили 26 574 905,0 тыс. тенге, расходы на охрану общественного порядка и обеспечения безопасности в городе Астане имеют приоритетное значение.
Проведенный аудит показал высокую материально-техническую обеспеченность подразделений органов внутренних дел.
Вместе с тем, увеличение численности населения, высокий уровень неконтролируемой миграции не позволяет существенно снизить уровень преступности в столице.
Одной из причин, также негативно влияющих на уровень преступности, является большая текучесть кадров в органах внутренних дел, связанная с низкой оплатой труда, нерешенностью жилищного вопроса, высоким уровнем нагрузки на одного сотрудника органов внутренних дел.
В ходе аудита выявлены системные нарушения Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», допускаются нарушения процедур заключения договоров, не осуществляется должный контроль за их исполнением, выявлены системные нарушения порядка выплаты премий сотрудникам полиции, оплаты командировочных расходов, выдачи вещевого имущества и обмундирования.
Общая сумма финансовых нарушений составила 550,4 тыс. тенге, которая полностью подлежит возмещению.
По итогам аудита выявлено 40 процедурных нарушений и недостатков, связанных с деятельностью объекта государственного аудита.
Объем неэффективно использованных бюджетных средств составил 15 724,8 тыс. тенге.
Государственным аудитом использования средств местного бюджета, выделенных на обеспечение охраны общественного порядка и безопасности города Астаны установлены нарушения бюджетного и иного законодательства, имеются недостатки в деятельности подразделений Департамента внутренних дел города Астаны Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – Департамент) в сфере бюджетного и стратегического планирования.
Количество показателей в Программе развития города Астаны на 2016 – 2020 годы (далее – ПРТ) не соответствуют Базовому перечню целевых индикаторов (утвержден Приказом Министра национальной экономики РК от 23 декабря 2014 года №166), по сравнению с Базовым перечнем, количество утвержденных в ПРТ целевых индикаторов по направлению «Общественная безопасность и правопорядок» превышает в более чем 2 раза, при этом целевые индикаторы, утвержденные сверх базового перечня (4 индикатора из 5) связаны с наркопреступлениями.
Отсутствуют четкие обоснования выбора количества целевых индикаторов по преступлениям связанных с наркотиками, а также обоснования их существенного влияния на достижение цели «Обеспечение высокого уровня безопасности для жителей и гостей города» и направления ПРТ «Превращение Астаны в безопасный город».
Объектом аудита при утверждении бюджетных программ не проводится взаимоувязка целевых индикаторов бюджетных программ с целевыми индикаторами ПРТ.
К примеру, при утверждении бюджетной программы 001 «Услуги по реализации государственной политики в области обеспечения охраны общественного порядка и безопасности на территории города республиканского значения, столицы» (далее – бюджетная программа 001) на 2017 год в показателях бюджетных программ отсутствует индикатор «Снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях (на 100 пострадавших), чел.», который утвержден в Базовом перечне и в ПРТ.
По бюджетной программе 004 «Услуги по профилактике наркомании и наркобизнеса в городе Астане» на 2016 год из 4 индикаторов утвержденных в ПРТ нашли отражения только 2 индикатора, на 2017 год утверждено также только 2 индикатора.
При планировании показателей бюджетных программ на плановый период не учитываются фактические данные за предыдущие периоды.
Так, согласно отчетным данным Департамента фактическое количество совершенных преступлений в 2016 году составило 39 725 преступлений, однако на 2017 год плановый показатель «количество совершенных преступлений» утверждается в количестве 57 154 преступления, что превышает план 2016 года на 16,6% (48 980), а факт на 43,8% (39 725).
Департаментом при разработке и утверждении бюджетных программ не соблюдаются сроки утверждения бюджетных программ, дублируются описания, допускается иные нарушения Правил разработки и утверждения бюджетных программ (подпрограмм) и требований к их содержанию, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 195.
В ходе подготовки расчетов к бюджетным заявкам при планировании бюджета объектом аудита, выявлены факты излишнего и необоснованного планирования. Всего за аудируемый период допущены факты излишнего и необоснованного планирования бюджетных средств на общую сумму 34 985,0 тыс. тенге.
Выявлены нарушения действующего законодательства о премировании работников, выплат пособий на оздоровление, порядка оплаты командировочных расходов на общую сумму 244,2 тыс. тенге.
Аудитом отмечается, что значительная часть государственных закупок осуществляется способом из одного источника, что ограничивает конкуренцию и как следствие не приводит к возможной экономии бюджетных средств.
Например, по бюджетной программе 001 за аудируемый период, из общего объема государственных закупок способом из одного источника осуществлены государственные закупки на сумму 9 304 256,4 тыс. тенге или 83% от всего объема госзакупок, в том числе из одного источника по несостоявшимся конкурсам на сумму 6 740 682,9 тыс. тенге или 60,1% от всего объема госзакупок по данной программе.
Выявлены многочисленные нарушения законодательства о государственных закупках и соблюдения условий заключенных договоров, в том числе неразмещение на портале госзакупок требуемой информации и т.д.
Департаментом не обеспечено взыскание неустойки за нарушение условий поставки товаров и услуг на сумму 38,2 тыс. тенге, соответственно не приняты меры по признанию данных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.
В ходе аудита выявлен факт неэффективного расходования бюджетных средств на приобретение комплекса «Робопатруль» в сумме 15 724,8 тыс. тенге.
Приобретенный Департаментом комплекс «Робопатруль» не используется по целевому назначению, что свидетельствует о неэффективном использовании государственного имущества.
По итогам заседания Ревизионной комиссии, Департаменту даны соответствующие поручения и рекомендации.