2 мая 2019 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астане
На заседании Ревизионной комиссии подведены итоги государственного аудита эффективности налогового администрирования, полноты и своевременности поступлений в местный бюджет налогов и других платежей.
Отмечая положительные результаты внедрения в органах государственных доходов современных информационных систем и технологических сервисов, тенденцию роста налоговых поступлений в местный бюджет (2016 год - 200 715 млн. тенге, 2017 год - 226 698 млн. тенге, 2018 год - 248 290 млн. тенге), итоги аудиторского мероприятия свидетельствуют о наличии ряда недостатков и упущений при осуществлении органами государственных доходов налогового администрирования, полноты и своевременности поступлений в местный бюджет налогов и других платежей.
Так, за последние годы наблюдается тенденция роста текучести кадров, особенно в районных управлениях Департамента государственных доходов по городу Нур-Султан (далее – районные управления ДГД), где коэффициент текучести кадров составил от 30% до 43,8%, что отрицательно сказывается на качество выполнения полномочий и задач, поставленных перед органами государственного дохода.
При разработке и утверждений Департаментом государственных доходов по городу Нур-Султан (далее – ДГД) внутренних документов, регламентирующих его деятельность, ДГД допущены ряд недостатков и упущений (в Регламенте, положениях структурных подразделений, должностных инструкциях).
В ДГД отсутствует надлежащий мониторинг действующих нормативных правовых актов и правовых актов, на основании, которых осуществляется налоговое администрирование. В ходе государственного аудита руководителями структурных подразделений Департамента в представленном перечне документов, используемых в работе, указаны пять правовых актов, утратившиеся юридическую силу.
Между Департаментом и Районными управлениями отсутствует надлежащая координация по отработке полученной информации с уполномоченных органов, что приводит к не допоступлению значительных сумм в местный бюджет. Так, из-за непредставления Департаментом информации о физических лиц, реализовавших недвижимое имущество, находившиеся на праве собственности менее 12 месяцев, не проводилась соответствующая работа по исполнению налогоплательщиками налоговых обязательств УГД по Алматинскому району с 104-мя физическими лицами, УГД по Есильскому району - с 16-ти физическими лицами.
Мероприятия, намеченные в Плане мероприятий по увеличению поступлений в местный бюджет города на 2018-2019 годы, утвержденный 11 октября 2018 года Акимом города Нур-Султан, выполняются не в полной мере. В связи с чем, упущенная выгода в виде не до поступления налогов в местный бюджет составила на общую сумму 1 739 441,8 тыс.тенге, в том числе за 2017 год – 712 813,8. тыс.тенге, 2018 год – 1 026 628 тыс.тенге.
Отмечается ненадлежащее взаимодействие при обмене информацией с уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения Так, имеются факты регистрации легковых транспортных средств с объемом двигателя более 4 500 см.куб под категориями С, С1, D, D1, что является занижением по налогу на транспортное средство и приводит к значительным потерям местного бюджета (к примеру по 15 транспортным средствам УГД по Алматинскому району потери с налогов на транспортные средства составили 5 975,8 тыс.тенге, в том числе за 2017 год 2 632,2 тыс.тенге и за 2018 год 3 343,6 тыс.тенге; по четырем транспортным средствам УГД по Есильскому району - на общую сумму 1 207,3 тыс.тенге, из них: в 2017 году 430,6 тыс.тенге, в 2018 году – 776,7 тыс.тенге; по 10-ти транспортным средствам УГД по Сарыаркинскому району – на общую сумму 3 668,9 тыс.тенге, в том числе в 2017 году 1 747,7 тыс.тенге, в 2018 году 1 921,2 тыс.тенге ).
Также некорректные данные поступают и от уполномоченном органом в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество (когда физическое лицо фактически не является собственником имущества, для налогообложения направляются сведения по умершим физическим лицам)
В то же время анализ показателей результативности контрольно-экономической работы органов государственных доходов за 2017 и 2018 годы свидетельствует о неэффективности проведенных налоговых проверок. Так, более 62,8% проведенных проверок оказались безрезультатными.
Анализ общей недоимки и переплаты показал, что из года в год увеличивается сумма переплаты и недоимки налогов и платежей, наблюдается тенденция роста удельного веса переплаты в общей сумме налоговых поступлений, что свидетельствует о снижении экономического эффекта администрирования налоговых поступлений. Так, в течение 2018 года недоимка увеличилась на 1 864,7 млн.тенге (на 96,4%) и на конец периода составила 3 798,7 млн.тенге, в том числе налог на транспортные средства физических лиц 1 049,2 млн. тенге, налог на имущество физических лиц 309,5 млн. тенге. При этом имеются случаи не своевременного направления Уведомления о погашении налоговой задолженности по налогу транспортные средства (УГД по Алматинскому району 11-ти физическим лицам на сумму 4 069,4 тыс. тенге, в том числе за 2017 год - 1 169,2 тыс. тенге и за 2018 год - 2 900,2 тыс. тенге; УГД по Сарыаркинскому району 15-ти физическим лицам на общую сумму 4 848,2 тыс.тенге, в том числе за2017 год – 2 139,8 тыс.тенге и за 2018 год – 2 708,4 тыс.тенге).
Материалы государственного аудита свидетельствуют об отсутствии взаимодействия органов государственного дохода с частными судебными исполнителями в части надлежащего исполнения налоговых приказов о принудительном взыскании задолженности по налогам с физических лиц, так в 2018 году 13 959 налоговых приказов на сумму 1 236 196 тыс.тенге остались не исполненными, что негативно влияет на эффективность принимаемых мер органами государственных доходов.
Не принятие полных мер к налогоплательщикам, в том числе возбуждение административного производства, не выполняющие законных требований органов государственных доходов свидетельствуют о ненадлежащем выполнении работниками Департамента и районных управлений, возложенных функции в части обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, отрицательно влияют в целом на соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства, и способствует не соблюдению ими принципов обязательности, справедливости налогообложения, добросовестности налогоплательщика, предусмотренные в нормах Налогового кодекса.
Всего общая сумма установленных финансовых нарушений по поступлениям в бюджет составила 28 983,5 тыс.тенге, подлежащие поступлению в доход местного бюджета, из которых поступило в ходе аудиторского мероприятия 11 547,3 тыс.тенге, прямые (косвенные) потери бюджета составило 320 740,8 тыс. тенге, а также выявлены 88 нарушений процедурного и системного характера.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.