Итоги государственного аудита эффективности реализации бюджетных программ в сфере дошкольного и среднего образования в рамках оценки мероприятий по исполнению документов системы государственного планирования, а также питания учащихся в организациях образования
10 августа 2023 года проведено очередное заседание Ревизионной комиссии города Астана «Об итогах государственного аудита эффективности реализации бюджетных программ в сфере дошкольного и среднего образования в рамках оценки мероприятий по исполнению документов системы государственного планирования, а также питания учащихся в организациях образования».
Аудит выявил ряд нарушений законодательства, регулирующего процесс исполнения документов системы государственного планирования, а также питания учащихся в организациях образования.
Управлением образования города Астана (далее – Управление образования) не обеспечена достоверность расчетов к бюджетным заявкам на 2021-2022 годы или не соблюден принцип обоснованности бюджетной системы, повлекшее неэффективное планирование расходов в сфере образования на общую сумму 6 687 611,9 тыс. тенге, в том числе 1 387 869,3 тыс. тенге за счет:
- дублирования количества ученических мест на сумму 1 239 072,0 тыс. тенге при расчете нормативного подушевого финансирования в государственных дошкольных организациях образования на 2021 и 2022 годы в рамках БП 034 (015);
- планирования бюджетных средств в сумме 60 275,0 тыс. тенге в рамках БП 034 на 2021 год на содержание объекта Специального детского сада №96 «Аяла», не числящегося как юридическое лицо;
- излишнего планирования 45,25 единиц отдельных должностей по 4-м бюджетным программам на сумму 88 522,3 тыс. тенге.
В нарушение принципа эффективного использования бюджетных средств, предусмотренного Бюджетным кодексом, в рамках БП 040 произведены коммунальные и командировочные расходы, не предусмотренные расчетами Методики №597 в сумме 130 295,9 тыс. тенге, в рамках БП 067 при отсутствии здания у Школы-лицея №50 были выделены средства на капремонт в сумме 49 195,7 тыс. тенге.
В нарушение Бюджетного кодекса, Управлением образования неприняты мер по погашению суммы дебиторской задолженности государственных учреждений среднего образования за 2022 год посредством поставки товаров (работ, услуг), предусмотренных условиями гражданско-правовой сделки, либо возврату в доход соответствующего бюджета на общую сумму 180 646,5 тыс. тенге.
Несмотря на меры, принимаемые государством по повышению статуса педагогов, существует ряд повторяющихся системных нарушений бюджетного и иного законодательства, а также недостатков в деятельности организаций образования.
Так, не соблюдаются требования норм законодательства Республики Казахстан при утверждении фонда оплаты труда работников государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, тем самым необоснованно Управлением образования утверждены должностные оклады руководящего состава и главных бухгалтеров государственных предприятий в штатном расписании без соответствующего решения местного исполнительного органа.
При заключении договоров государственных закупок с организациями образования не указывается точное количество учащихся (контингента) и норматив подушевого финансирования, определивший объем финансирования, что противоречит требованиям норм размещения образовательного заказа.
Управлением образования не осуществляется надлежащий контроль за организацией питания в организациях среднего и дошкольного образования, который приводит к ненадлежащему оказанию услуг, а именно отражается на качестве самого питания и необоснованной оплат за оказанные услуги.
Проведенный социальный опрос среди получателей (родителей и законных представителей воспитанников дошкольных организаций) услуг по организации питания организаций дошкольного образования показал, что в целом респонденты удовлетворены организацией питания в детских садах. Однако, аудитом отмечается не удовлетворенность респондентов в качестве питания, а именно, сомневаются в соблюдении санитарных норм и положенного выхода порции в граммах.
Результаты анализа нормативных документов выявили, что порции в граммах указанные в Приложении 7 Санитарных правил № 615 и Санитарных правил № ДСМ-59 противоречат нормам питания детей, предусмотренных в Приложении 3 Правил социальной помощи № 320.
На систематической основе допускались нарушения по исчислению заработной платы и доплат педагогам и специалистам организаций образования, необоснованно устанавливаются сверхнормативные педагогические нагрузки при совместительстве должностей, порядка начисления и выплаты премий.
В СШ № 21 неправомерно начислены и выплачены доплаты педагогам за совмещение должности ставки заместителя директора, главному бухгалтеру за совмещение ставки бухгалтера, а также, за превышение норм учебной нагрузки директору школы, на общую сумму 4 052,3 тыс. тенге.
Ясли-садом № 88 необоснованно выплачена доплата за совмещение должностей заведующей в сумме 618,4 тыс. тенге, установлена переплата заработной платы бухгалтеру Ясли-сада № 29 за совмещение должностей в размере 211,5 тыс. тенге, переплата заработной платы музыкальному руководителю Ясли-сада № 29, в связи с начислением заработной платы как педагогу с вышей категории, при отсутствии ее подтверждения в сумме 137,7 тыс.тенге.
Необоснованно выплачивались премии работникам Ясли-сада
№ 36 при наличии кредиторской задолженности за счет экономии ко дню Независимости и к празднованию Нового года в сумме 3 270,0 тыс. тенге. Работникам Ясли - сада №29 (заведующей, методисту, бухгалтеру) к праздничным датам выплачивались премии, превышающие размер 2-х должностных окладов, предусмотренные в приказах Управления образования на сумму 1 200,9 тыс. тенге, аналогично выплачена премия директору СШ №21 в сумме 123,6 тыс. тенге. При наличии не погашенного дисциплинарного взыскания по 3-м работникам Гимназии №81 необоснованно выплачена премия в сумме 690,0 тыс. тенге.
Допускаются факты приема на основную работу работников, имеющих не профильное образование, назначения на должность сотрудников, не отвечающих утвержденным квалификационным требованиям. Так, приказом по СШ № 21, возложены обязанности заместителя директора школы по информатизации на педагога информатики, которая не имеет стажа работы.
Отсутствие учета по обеспечению организаций образования тем или иным предметным кабинетом за 2021 год является существенным недостатком деятельности по материально-техническому оснащению, которое может повлечь объективность предоставляемых сведений, а также укомплектованность соответствующими кабинетами. При этом, Управлением при планировании предметных кабинетов в организациях среднего образования не усматривается приоритетность направлений школ, что свидетельствует о недостатках в своевременном обеспечении современной образовательной среды для обучающихся с углубленной формой обучения.
Управлением образования в период 2021-2022 годы, отдельные целевые индикаторы и плановые показатели Плана развития города и План развития территории на 2021-2025 годы (далее – ПРТ) не приведены в соотвествие с показателеми документов Системы государственного планирования (Нацианального проекта, Государственной программы развития образования и науки (далее - ГПРОН)), тем самым, не проведено каскадирование выщестоящих программых документов до нижестоящих администраторов бюджетных программ. Отстутствие четких показателей для измерения результатов реализации бюджетных программ несет за собой риск не достижения показателей Национального проекта.
Отмечено о несодержании в ПРТ на 2021-2025 годы двух целевых индикаторов «Результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (балл) - 2021 году: математика – 470, естествознание – 465, чтение – 440» и «Индекс благополучия детей (Шкала от 0 до 1 балл) – в 2022 году 0,70 балла», предусмотренных ГПРОН. Также, План развития города на 2022 год не содержал целевой индикатор «Доля аварийных и трехсменных школ от общего количества дневных государственных школ» предусмотренный Национальным проектом, в результате данный индикатор Управлением образования не был достигнут.
Присутствуют факты искажения данных финансовой отчетности организаций образования, отдельными объектами не на должном уровне ведется бухгалтерский учет.
В СШ №21 не отражена дебиторская задолженности на сумму 5,9 млн. тенге, что привело к искажению финансовой отчетности за 2021-2022 годы. В бухгалтерском учете Гимназии №6 не отражены доходы и расходы от поступления благотворительной помощи по содержанию школьного автобуса. За счет неверного признания основных средств (лампы бактерицидные) на счетах «Запасы», допущено искажение финансовой отчетности за 2021 год в сумме 63,5 тыс. тенге, за 2022 год на сумму износа 131,7 тыс.тенге, при этом финансовая отчетность за 2022 год не сдана.
В нарушение Закона о госимуществе земельные участки, не закреплены на балансе СШ №21, Гимназии № 81 и Школы - лицей № 50, в результате в бухгалтерских балансах занижена стоимость основных средств, повлекшее искажение финансовой отчетности.
Общая сумма установленных финансовых нарушений составила
286 484,0 тыс. тенге, в том числе: подлежащих возмещению в доход бюджета на сумму 90 234,6 тыс. тенге (возмещено в ходе аудита – 47 650,1 тыс. тенге), восстановлению на сумму 196 249,4 тыс. тенге (восстановлено в ходе аудита – 51 901,1 тыс. тенге). По итогам аудиторских мероприятий выявлены факты неэффективного планирования бюджетных средств на общую сумму
6 799 175,7 тыс. тенге, неэффективно использованных бюджетных средств
272 149,7 тыс. тенге, а также выявлены 130 нарушений процедурного и
30 системного характера.
По результатам аудита Ревизионной комиссией в соответствующие органы для привлечения к административной ответственности направлены материалы по 13-ти фактам по 8-ми организациям, работники данных организаций привлечены к административной ответственности, с оплатой штрафа.
По итогам аудита Ревизионной комиссией разработаны поручения и рекомендации для устранения выявленных аудиторским мероприятием нарушений и недостатков.