Итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на капитальные расходы ГККП «Дворец «Жастар» акимата города Астана
30 ноября 2022 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на капитальные расходы ГККП «Дворец «Жастар» акимата города Астана (далее - Предприятие).
Не соблюдение сроков ремонта связанное с влиянием пандемии (Covid-19), объемные изменения в первоначальную проектно-сметную документацию (далее – ПСД) путем включения и исключения работ в ПСД прошедшей госэкспертизу, а также не обеспечение со стороны подрядной организации сроков исполнения графика производства работ привели к увеличению установленных сроков работ более 2 раза (с февраля 2020 года по март 2022 года).
Кроме того, вследствие внесения постоянных изменений первоначальная ПСД пересмотрена на 73,6% (1 357 758,4 тыс. тенге) от суммы, выделенной на капитальный ремонт (1 845 454,7 тыс. тенге), включены работы по 34 позициям, в том числе касающиеся бассейна, спортивного зала, концертного зала и др.
Здание Дворца «Жастар» является многофункциональным со специфическими помещениями как спортзал, концертный зал, бассейн, студия звукозаписи, противопожарная стена и др. Вместе с тем, при составлении дефектной ведомости строительных конструкций для принятия решения по капитальному ремонту даны рекомендации по разработке отдельного проекта по капитальному ремонту указанных помещений, так как они требуют индивидуального выбора материалов и оборудования по целевому назначению специализированных помещений. Данная рекомендация Предприятием оставлена без внимания.
Работы по капитальному ремонту Подрядчиком передавались как на субподряд с превышением установленных объемов, так и субподрядчиками третьим лицам, при этом Предприятие не в полной мере владело ситуацией по субподрядным организациям, в том числе по их количеству, а также переданным объёмам работ на субподряд.
Так по 237 видам работ и затрат (закуплены материальные ресурсы и работы) на общую сумму 425 590,0 тыс. тенге, у Предприятия отсутствуют подтверждение стоимости материальных ресурсов по фактическим сделкам.
Авторский надзор капитального ремонта здания Дворца «Жастар», проводился не надлежащим образом, посещение объекта членами группы авторского надзора прекращено в апреле 2021 года, тогда как объект введен в эксплуатацию в марте 2022 года, т.е. через 11 месяцев.
Государственным аудитом отмечается, что в связи с объемными изменениями ПСД (исключаемыми, включаемыми работами, недочетами и ошибками проекта, в том числе с завышением объемов работ), авторским надзором на основании протоколов технических совещаний по поручению Предприятия составлена исполнительная смета, которая не проходила государственную экспертизу.
В рамках проведенного капитального ремонта здания Дворца «Жастар» Предприятием приняты отдельные работы, не соответствующие исполнительной смете, актам выполненных работ, рабочим чертежам (малые архитектурные формы, насосы с предфильтром, фильтры с вентильной группой, озеленение) на общую сумму 14 022,5 тыс. тенге.
Кроме того, Предприятием по итогам проведенного капитального ремонта принят объект в эксплуатацию без функционирующего оборудования по холодоснабжению (модульные чиллера и гидромодуль) на общую сумму 53 023,7 тыс. тенге.
На территории Дворца «Жастар» спортивная площадка площадью 891м2 с полями для волейбола и баскетбола не используется, расходы на которых в рамках капитального ремонта составили 28 503,1 тыс. тенге.
Государственными аудиторами совместно с привлеченным экспертом, установлены ряд нарушений и недостатков исполнительной сметы (включены работы и затраты по ценовым предложениям, тогда как они отражены в действующих сборниках цен на проектные работы для строительства, неверно включены работы, не позволяющие определить и рассчитать цену, к примеру, не указан материал и размеры витражных дверей, неверно приняты расценки, включена сметная прибыль на оборудование). Указанное привело к необоснованному увеличению сметной стоимости капитального ремонта на общую сумму 59 488,3 тыс. тенге, а также к неэффективным расходам бюджетных средств в размере 84 701,7 тыс. тенге. При этом, работы, включенные без идентификационных характеристик, не позволяют определить и рассчитать цену, в соответствии с нормативами, что также несет риски завышения стоимости.
Предприятием в целом соблюдаются основные положения по учету, хранению, списанию и начислению износа, однако установлены отдельные факты недостачи основных средств на общую сумму 1 370,5 тыс. тенге.
Также за период аудита, Предприятием осуществлялась деятельность, не соответствующая его уставу по реализации лома металлов на общую сумму 1 300,0 тыс. тенге.
В части государственных закупок аудитом установлено, что Предприятием допускаются нарушения законодательства о государственных закупках, такие как: не своевременное размещение отчета о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора; установление срока оказания поставки товаров меньше минимального срока, установленного законодательством; не взыскание неустойки за несвоевременное исполнение договорных обязательств; не обращение к поставщикам по исправлению недостатков в рамках гарантийных обязательств; не обращение в суд по признанию поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.
Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений на общую сумму 76 670,0 тыс. тенге, из них подлежат восстановлению 9 377,5 тыс. тенге, подлежат возмещению 67 292,5 тыс. тенге (возмещено до проведения заседания 1 300,0 тыс. тенге), сумма неэффективного использования бюджетных средств и активов составила 188 589,2 тыс. тенге, а также установлено 47 процедурных нарушения и 5 системных недостатков.
Кроме того, направлены 11 административных материалов в уполномоченные органы для возбуждения административного производства.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объекту аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.