31 марта 2022 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан
На заседании обсуждены итоги государственного аудита эффективности использования средств местного бюджета, выделенных на реализацию государственной молодежной политики, который показал, что в целом Управлением и его подведомственным Учреждением деятельность осуществляется в соответствии с целями и задачами, определенными в их учредительных документах. Вместе с тем аудит показал наличие значительных нарушений и недостатков при планировании и реализации деятельности в сфере молодежной политики, а также коллизии и недостатки законодательства, регулирующего данную сферу.
Так, Управлением разрабатываются не все документы планирования, предусмотренные законодательством (отсутствуют планы работ Управления и его структурных подразделений на квартал и долгосрочную перспективу), имеющиеся документы составлены не корректно, что привело к невозможности сформировать полноценные отчеты об их исполнении. Отсутствие в Управлении надлежаще сформированной отчетности по исполнению утвержденных планов работ является существенным недостатком при оценке эффективности деятельности государственного органа, препятствует объективному оцениванию управленческих решений, проведению анализа качественности и своевременности исполнения поставленных задач. Положения Управления, Учреждения и их структурных подразделений имеют отдельные недостатки и несоответствия требованиям законодательства, в конечном итоге также влияющих на эффективность их функционирования.
Допущены нарушения при разработке бюджетных программ. Большая доля бюджетных средств планировалась неэффективно (590 237,8 тыс. тенге), а именно:
- в рамках государственного социального заказа по бюджетной программе 005 допущено планирование и использование бюджетных средств по специфике 159 «Оплата прочих услуг и работ», тогда как требуется по специфике 155 «Оплата услуг в рамках государственного социального заказа в сфере молодежной политики»;
- планирование бюджетных средств без соответствующих расчетов и подтверждающих документов.
При этом значительная часть бюджетных средств и активов государства Управлением и Учреждением использовалось неэффективно (251 028,6 тыс. тенге), в том числе:
- при проведении мероприятий не обеспечивается надлежащий контроль за использованием бюджетных средств и активов государства, а также за достижением поставленных целей мероприятий. В отдельных случаях аудитом установлено недостижение поставленных целей мероприятий;
- созданные активы не функционируют либо не используются в дальнейшей деятельности.
Управлением и Учреждением не обеспечен надлежащий бухгалтерский учет, что в свою очередь привело к искажению финансовых отчетностей, а также указывает на отсутствие должного контроля за использованием бюджетных средств и активов государства и является одной из причин их неэффективного использования.
Отсутствие надлежащего контроля за использованием бюджетных средств и активов государства в Управлении и Учреждении привело к необоснованным расходам (22 880,5 тыс. тенге), недостачам (2 651,0 тыс. тенге) и излишкам активов (706,0 тыс. тенге).
Кроме того, Управлением и Учреждением при осуществлении своей деятельности допущены нарушения законодательства о государственных закупках, трудового и налогового законодательства.
Отдельно следует остановиться на наиболее затратном мероприятии, осуществляемом Учреждением «Услуга по организации творческого спортивного досуга молодежи», в рамках которого осуществляется закуп услуги по осуществлению контроля над деятельностью дворовых клубов. Данный вид деятельности не только подвержен большинству вышеназванных нарушений и недостатков, но и, как показал аудит, подвержен своим специфичным.
Во-первых, так как финансирование деятельности клубов осуществляется в рамках государственного социального заказа, то государственные закупки по ним должны проводиться Управлением среди общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством, тогда как фактически проводятся на общем основании.
Во-вторых, осуществление организации деятельности дворовых клубов не соответствует Положению Управления и Уставу Учреждения, так как воспитанниками дворовых клубов в основном являются дети в возрасте до 14 лет, а указанными документами предусмотрена работа с молодежью.
В-третьих, так как большинство воспитанников дворовых клубов дети, то они фактически являются детскими дворовыми клубами, деятельность которых должна осуществляется в рамках организаций дополнительного образования, являющихся учебно-воспитательными организациями, реализующими образовательные программы дополнительного образования детей, направленных на развитие детского и юношеского творчества, интересов в области спорта, культуры и искусства. И соответственно должны иметь соответствующий правовой статус юридических лиц. Тогда как фактически дворовые клубы не обладают статусом юридических лиц, а их персонал периодически принимается на работу различными организациями, выигрывающими конуса по закупу соответствующих услуг.
В-четвертых, отсутствие четкого правового статуса дворовых клубов и обеспечение финансирования их деятельности путем государственных закупок услуг частных организаций несет определенные риски, в т. ч.:
- не стабильное финансирование в связи с необходимостью проведения государственных закупок, а в случае несвоевременного заключения договоров государственных закупок данных услуг возникновение правовых вопросов при погашении задолженности по заработной плате работникам за период, когда отсутствовал действующих договор на оказание данных услуг;
- сложность обеспечение четкой ответственности за безопасность детей и сохранность материальных ценностей, в том числе по причине возможного нахождения в дворовых клубах различных категорий лиц, как со стороны персонала, так и со стороны посетителей (в ходе осмотра дворового клуба установлено наличие в нем оборудования частных лиц, при этом имеются основания считать, что оно использовалось в коммерческих целях);
- сложность осуществления контроля за использованием и расходованием материальных ценностей.
В-пятых, многие дворовые клубы находятся в неподходящих для этого помещениях, а именно: в подвалах и цокольных этажах, в помещениях несоответствующих пожарной безопасности, санитарным нормам, требованиям к организации антитеррористической защиты объектов в части наличия систем видеонаблюдения. Кроме того, многие помещения и оборудование в них значительно изношены, требуют ремонта и не обеспечивают комфортного уровня занятий.
Вместе с тем, опрос, проведенный среди жителей города, которые или дети которых являются воспитанниками дворовых клубов, курируемых Учреждением, показал социальную значимость данных клубов, наличие потребности среди населения в деятельности подобных клуб и в целом показал в основном положительные отзывы по результатам их деятельности.
Также следует отметить, что большая часть проблем, отраженных в данном аудиторском заключении поднимались и ранее, в т. ч. в рамках предыдущих аудиторских мероприятий, а также самими Управлением и Учреждением, в том числе с вынесением их на уровень акимата и маслихата города. В период аудита запланирована и проводилась определенная работа по решению отдельных проблем.
В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 37 257,8 тыс. тенге, из них подлежащие восстановлению 14 377,3 тыс. тенге (в ходе аудита восстановлено 10 444,3 тыс. тенге) и возмещению 22 880,5 тыс. тенге (полностью возмещены в ходе аудита), неэффективное планирование бюджетных средств на общую сумму – 590 237,8 тыс. тенге, неэффективное использование бюджетных средств и активов государства – 251 028,6 тыс. тенге, 11 системных и 54 процедурных нарушения.
Для привлечения к административной ответственности Ревизионной комиссией в уполномоченные органы материалы направлены по 9 фактам, а также по 1 факту приняты меры по привлечению к административной ответственности самостоятельно.
В целях устранения установленных нарушений и недостатков Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.