Итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на дополнительное образование детей проведенного в ГУ «Управление образования города Нур-Султан»

23 сентября 2021 года состоялось заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан. На заседании обсуждены итоги государственного аудита, проведенного в ГУ «Управление образования города Нур-Султан» и 10 его подведомственных организаций.

По результатам государственного аудита установлены системные нарушения и недостатки, допускаемые Управлением образованием.

Так, отмечается пробел нормативно-правого акта, регламентирующий прием документов и зачисление в организации дополнительного образования, прием документов предусмотрен ежегодно с 1 августа до 1 октября текущего года. Однако, утвержденный срок приема документов в 2 месяца ограничивает доступ к дополнительному образованию в течении учебного года.

На интернет-портале Управления образования отсутствуют сведения по организациям дополнительного образования, что влияет на обеспечение населения достоверной и актуальной информацией. Кроме того, не внедрено программное обеспечение «Навигатор дополнительного образования» (согласно ГПРОН 2020-2025 года), предусмотренное для выбора учащимися дополнительных занятий.

Кроме того, при планировании бюджетных средств не обеспечена полнота и достоверность информации к расчетам, содержащихся в бюджетных заявках, отсутствует методология расчета при определении объемов финансирования, не достигнуты показатели по охвату детей дополнительным образованием, предусмотренных в ГПРОН 2016-2019 и 2020-2025 годов.

При взаимодействии Управления образования с подведомственными организациями не доводятся цели и задачи деятельности организации и количественно измеримые ключевые показатели, не обеспечено проведение мониторинга реализации Планов развития, не доводятся лимиты нормативов положенности служебных автомобилей, норм площадей для размещения административных аппаратов.

Следует отметить, в Управлении образования отсутствует система оценки организаций дополнительного образования и его влияния на достижение учащихся.

В отдельных подведомственных организациях Управления программы дополнительного образования не ориентированы на результат обучения.

Организациями при определении ценообразования на платные услуги не руководствуется нормами цен на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые предприятиями в сфере образования, утвержденными Постановлением акимата города Астаны от 9 июня 2017 года №107-1207.

Наблюдается формальный подход организаций дополнительного образования при составлении Планов развития и Отчетов об исполнении планов развития, Планы развития не содержат основные показатели развития. Также, организациями не своевременно представляются электронные отчеты об утверждении Планов развития и Отчетов по исполнению Плана развития единому оператору для включения в реестр государственного имущества.

В Управлении и его подведомственных организациях установлены факты не достоверного применения норм Закона о государственных закупках, необоснованное заключение договоров способом из одного источника путем заключения прямого договора, отсутствие контроля за исполнением договорных обязательств в соответствие с условиями договора и требованиями технических спецификаций, в результате  не принятие или несвоевременное принятие заказчиками предусмотренных законодательством мер в случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых поставщиками обязательств по договорам о государственных закупках.

Также, в ходе аудита установлены нарушения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан по необоснованному перечислению заработной платы, отпускных, доплат, надбавок, премиальных выплат,  командировочных расходов.

Не маловажным фактором является слабый уровень материально- технического оснащения, в отдельных организациях дополнительного образования отсутствуют актовые, спортивные залы, турникеты при входе в здание и должное видеонаблюдение, что влияет на безопасность детей и имущества государства.

Следует отметить, низкий уровень контроля Управления в части координации деятельности организаций образования, а также мониторинга охвата детей дополнительным образованием.

По результатам аудита установлены финансовые нарушения в сумме 80 693,3 тыс. тенге, факты неэффективного планирования бюджетных средств – 2 399 481,0 тыс.тенге, неэффективно использованных бюджетных средств – 391 073,9 тыс.тенге, суммы возможных потерь и упущенной выгоды на 681,7 тыс.тенге, а также выявлены 316 нарушений процедурного и 95 системного характера.

По итогам заседания Ревизионной комиссии Управлению образования и 10 его подведомственным организациям поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства, а также дан ряд других поручений и рекомендаций.