Итоги государственного аудита эффективности управления активами квазигосударственного сектора в акционерном обществе «Астана-Региональная Электросетевая компания».
17 сентября 2021 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан. На заседании обсуждены итоги государственного аудита эффективности управления активами квазигосударственного сектора в акционерном обществе «Астана-Региональная Электросетевая компания».
Анализ энергетической сферы Республики Казахстан показал, что
АО «Астана-Региональная Электросетевая компания» функционирует в условиях минимальных тарифов в разрезе регионов на передачу электроэнергии, являющуюся основным видом деятельности Общества
(4,07 тенге за кВт*ч при 4,79 тенге за кВт*ч в среднем по республике).
Это обусловлено тем, что новые сети строятся за счет бюджетных средств, а инвестиционная программа Общества направлена на реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт своих сетей.
Итоговый тариф для населения за потребляемую электроэнергию также является одним из самых низких по республике. Так, анализ доступности электроэнергии для населения в разрезе регионов за 2020 год показал, что столица по этому показателю находится на 2-м месте после города Атырау.
Однако несмотря на проводимую работу Акимата города по надежному обеспечению энергоснабжения потребителей столицы, тариф у основной энергоснабжающей организации ТОО «Астанаэнергосбыт» для конечных потребителей – бюджетных организаций, финансируемых из местного бюджета, является средним по стране. Анализ тарифов энергоснабжающих организаций по столице за 2021 год показал, что у основной электроснабжающей компании города – ТОО «Астанаэнергосбыт» тариф для бюджетных организаций выше, чем для населения (14,03 тенге за кВт/ч) и прочих потребителей (20,46 тенге за кВт/ч) в 3,3 и 2,2 раза соответственно, и составляет 46,12 тенге за кВт/ч. Более того, у других электроснабжающих компаний в столице тарифы для юридических лиц ниже почти в 2 раза. Анализ финансово-хозяйственной деятельности самого Общества показал, что в целом согласно отчетным данным основные показатели Плана развития общества за проверяемый период достигаются.
Вместе с тем аудит показал наличие ряда факторов, способных повлиять на стабильность и эффективность работы стратегически важного для города объекта. Так, 2020 год Обществом завершен с отрицательным финансовым результатом (-1 551 570,0 тыс. тенге), основная причина которого неправильное начисление налогов в предыдущие годы, в результате чего недоплаченные в предыдущие годы налоги Общество выплачивало
в 2020 году. Кроме того, значительно на финансовый результат повлияла передача энергетических объектов в 2020 году на баланс Общества на общую сумму 27 249,0 млн. тенге (в 5,8 раз больше 2019 года) и в доверительное управление на 45 777,0 млн. тенге, которые не были учтены в тарифной смете
за 2016-2020 гг. При этом в Правилах формирования тарифов, принятие основных средств на баланс не является основанием изменения утвержденного тарифа до его истечения. Вместе с тем, в 2020 году имело место превышение плановых нормативных технических (3 030 233,0 тыс. тенге или 9,8 %) потерь на общую сумму 687 100,0 тыс. тенге, которые составили 3 567 777,0 тыс. тенге или 10,78 %, что, соответственно, отразилось на финансовом результате. При этом четких объяснений причин их увеличения Обществом не представлено.
На стабильность функционирования Общества также влияет складывающаяся ситуация по расчетам с ТОО «Астанаэнергосбыт», которым регулярно задерживаются платежи за оказанные Обществом услуги, несмотря на то, что согласно данным сайта ТОО «Астана-ЕРЦ» собираемость по квитанциям за коммунальные услуги составляет более 90%. В результате по состоянию на 1 января 2021 года из 3 378 269,6 тыс.тенге дебиторской задолженности на балансе Общества 2 885 400,0 тыс.тенге или
61,1% приходится на долю ТОО «Астанаэнергосбыт».
Менеджментом Общества принимались решения по включению или исключению тех или иных мероприятий в Инвестиционную программу без определения приоритетности, что указывает на отсутствие четкой стратегии развития Общества, приводящее к хаотичным перераспределениям средств.
Несвоевременно приняты меры по приведению в соответствие Устава Общества после внесения изменения в законодательные акты и смены акционера. Кроме того, своевременно не внесены изменения в Положения о Совете директоров, Правления и структурных подразделений, а также в должностные инструкции сотрудников.
В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 40 451,7 тыс. тенге, из них подлежащие восстановлению 21 951,0 тыс. тенге (полностью восстановлены в ходе аудита) и возмещению 18 500,7 тыс. тенге, сумма неэффективного использования активов государства 1 151 621,5 тыс. тенге, 16 процедурных нарушений
и 14 недостатков.