Итоги государственного аудита эффективности использования активов государства в государственном коммунальном предприятии на праве хозяйственного ведения «Астана су арнасы»
23 августа 2021 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан. На заседании обсуждены итоги государственного аудита эффективности использования активов государства в государственном коммунальном предприятии на праве хозяйственного ведения «Астана су арнасы» акимата города Нур-Султан» (далее – Предприятие).
Предприятие является субъектом естественных монополий, обеспечивающее население столицы услугами водоснабжения и водоотведения.
По итогам проведенного аудита отмечается, что Предприятие до
2020 года имело постоянный убыток, так в 2018 году – 4 313 158,6 тыс.тенге, в 2019 году - 5 623 417,8 тыс.тенге, причиной которых является амортизация основных средств с долей 41,5% в общей доле затрат. Рост амортизационных отчислений связан с принятием новых сооружений, сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), оборудования, передаваемых на баланс Предприятия.
По оперативным данным 2020 года Предприятие получило прибыль в размере 15 133,6 тыс. тенге и оплатило дивиденды в сумме
1 363,4 тыс. тенге.
Наблюдается ежегодный рост водопроводных сетей с истекшими нормативными сроками эксплуатации (старше 30 лет), общая протяженность которых в 2020 году составила 406 км, по канализационным сетям с аналогичным состоянием составили 235 км. Обновление наиболее поврежденных сетей водопровода и канализации проводятся силами Предприятия, в том числе по государственной программе «Нұрлы жол», в рамках которого реконструировано 23 734 метров сетей водоснабжения (водопровода) и более 14 000 метров сетей самотечной канализации.
Проведенный анализ за 2018-2020 годы показал, что несмотря на рост объема забора воды на нужды водообеспечения города наблюдается снижение подачи питьевой воды населению столицы, увеличение потерь воды.
Предприятие при формировании тарифной сметы руководствуется Методикой раздельного учета и Учетной политикой, которые не актуализированы в связи с принятием нового Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года «О естественных монополиях», а также с внесениями изменений и дополнений в другие подзаконные акты.
Органом управления Предприятия – ГУ «Управление
топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства» должным образом не осуществлен контроль за исполнением Плана развития и анализом выполнения основных показателей Плана развития, отчеты по исполнению Плана развития за период аудита утверждены с завышением затрат по оплате труда.
Предприятием допущен перерасход по нормам административных расходов, тем самым неэффективно использованы средства Предприятия на общую сумму 16 213,3 тыс. тенге.
Предприятием с привлечением сторонних организации разработана Программа развития ГКП на ПХВ «Астана су арнасы» на 2018 – 2023 годы, являющейся Стратегией развития Предприятия на 5 летний период, которая не направлена на долгосрочную перспективу и совпадает со сроками реализации Плана развития. Более того, Предприятием не проведен должный анализ цен на аналогичные услуги по разработке Стратегии развития.
Мониторинг реализации ключевых показателей Стратегии развития по итогам каждого года не осуществлялся. Проведенный выборочным методом расчет 7 показателей, показал достижение 1 показателя, частичное достижение 2 показателей, не достижение 2 показателей, по 2 показателям оценку осуществить не представилось возможным.
Предприятием допущены нарушения Закона РК «О естественных о монополиях», которые могут привести к ведению компенсирующего тарифа по водоотведению уполномоченным органом (Департаментом Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан по городу Нур-Султан) по материалам аудита Ревизионной комиссии.
В ходе государственного аудита деятельности Предприятия установлены также нарушения и недостатки в части, несвоевременного внесения изменений во внутренние нормативные документы, выполнения условий договоров, факты нарушений закона о государственных закупках, о бухгалтерском учете, некачественно выполненные и невыполненные объемы работ и др., нарушения. Присутствуют факты не полного обеспечения возмещения понесенных затрат при предоставлении услуг Предприятия сторонним организациям.
В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 4 036 282,6 тыс. тенге, из них подлежащие восстановлению 1 705 654,7 тыс. тенге (восстановлено до проведения заседания
1 705 654,7 тыс. тенге), возмещению 2 330 627,9 тыс. тенге (возмещено до проведения заседания 21 399,0 тыс.тенге), сумма неэффективного планирования составила 699 810,9 тыс. тенге, сумма неэффективного использования активов государства 4 284 861,1 тыс. тенге, 118 процедурных и 33 системных нарушений, сумма экономических потерь Предприятия составила 133 663,8 тыс. тенге.
По 7 фактам из 16 административных правонарушений в бюджет оплачена сумма в размере 452,2 тыс. тенге, 9 материалов на рассмотрении
в уполномоченных органах.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, Предприятию и государственным органам даны соответствующие поручения и рекомендации.