Итоги государственного аудита эффективности реализации бюджетных программ в сфере занятости, социальной поддержки и внутренней политики в рамках оценки антикризисных мер, направленных на поддержание социально-экономической стабильности
11 марта 2021 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан.
На заседании обсуждены итоги государственного аудита эффективности реализации бюджетных программ в сфере занятости, социальной поддержки и внутренней политики в рамках оценки антикризисных мер, направленных на поддержание социально-экономической стабильности, по итогам которого отмечено, что в целом реализация антикризисных мер проверенными организациями осуществлялась в соответствии с поставленными целями и достигнут определенный социально-экономический эффект.
Вместе с тем, в ходе реализации антикризисных мер имели место определенные нарушения и недостатки.
Так, при реализации антикризисных мер, предусмотренных в рамках Программы «Еңбек», не удалось обеспечить освоение бюджетных средств в сумме 233 255,0 тыс. тенге или 94,6% из выделенных в рамках антикризисных мер на организацию молодежной практики 470 человек.
В нарушение действующего законодательства при реализации мероприятий Программы «Еңбек» Центром занятости населения акимата города Нур-Султан» (далее – Центр занятости):
- в АИС «Рынок труда» не размещены сведения об участниках Программы «Еңбек», получивших государственные гранты;
- передача данных об участниках Программы «Еңбек», получивших государственные гранты, в налоговые органы осуществлялась несвоевременно;
- не соблюдены сроки направления заявлений и документов участников Программы «Еңбек» на рассмотрение комиссии;
- не представлены в адрес Управления занятости и социальной защиты города Нур-Султан» (далее – Управление) отчетности по молодежной практике и общественным работам по утвержденным формам и срокам;
- в Электронной бирже труда не размещены сведения по молодежной практике и общественным работам, включающие количество работодателей, организовавших общественные работы и молодежную практику, количество трудоустроенных на общественные работы и молодежную практику, а также среднемесячный размер заработной платы трудоустроенных на общественные работы и молодежную практику.
Оценка эффективности использования АИС «Рынок труда» показала наличие определенных недостатков:
- отсутствуют возможность выгрузки данных соискателей с настраиваемым диапазоном (по половой принадлежности, фамилия, имя и отчество, индивидуальный идентификационный номер, телефон, образование, имеющаяся специальность, желаемая должность, дата регистрации, тип регистрации и участие в мерах занятости, а также сведений по соискателям предпенсионного возраста и молодежи);
- в Информационной подсистеме «Интегрированная карта мониторинга создания рабочих мест» отсутствуют возможность выгрузки данных трудоустроенных лиц в рамках ДКЗ в разрезе администраторов бюджетных программ.
Ведение интернет-ресурсов Управлением и Центром занятости осуществляется с аналогичными недостатками:
- не своевременно ведется работа по актуализации сведений на официальном интернет-ресурсе с учетом внесенных изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан и иные документы, что в конечном итоге приводит к необеспечению прозрачности деятельности, полноты и доступности соответствующей информации для населения;
- на интернет-ресурсах Управления и Центра занятости не доступна версия для слабовидящих, тогда как работа с людьми с ограниченными возможностями является одной из существеннейших их задач.
Управлением при разработке и утверждении бюджетных программ допущены нарушения Бюджетного законодательства РК. Вместе с тем, причиной отдельных нарушений явилось несоответствие между Базовым перечнем показателей и Правилами разработки и утверждения бюджетных программ.
Управлением внутренней политики города Нур-Султан также при разработке и утверждении бюджетных программ допущены недостатки и нарушения Бюджетного законодательства РК. Кроме того, Управлением внутренней политики на момент проведения аудита не обеспечена актуализация Плана работы на 2020 год.
Аудит показал, что деятельность Центра ресоциализации соответствует задачам и функциям, утвержденным Уставом, и направлена на оказание разносторонней помощи получателям услуг, путем предоставления комплекса необходимых специальных социальных услуг, направленных на восстановление утраченного социального статуса, возвращающих получателей услуг к нормальной жизни в обществе, создания благоприятного психологического климата и снижения криминогенной обстановки в столице.
Вместе с тем, Центром ресоциализации в 2020 году допущены отдельные нарушения при планировании бюджетных расходов, ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности. Кроме того, не внесены в базу АИС «Е-Собес» для мониторинга и учета предоставленной социальной помощи данные из заявлений обратившихся лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушении на общую сумму 204,6 тыс. тенге, из них подлежащие восстановлению 196,7 тыс. тенге (полностью восстановлены в ходе аудита) и возмещению 7,9 тыс. тенге (полностью возмещены в ходе аудита), 11 системных и 24 процедурных нарушения. В рамках аудита антикризисных мер установлено 9 системных и 23 процедурных нарушения.
По результатам аудита для привлечения к административной ответственности материалы аудита Центра ресоциализации направлены в Департамент внутреннего аудита по г. Нур-Султан по факту искажения финансовой отчетности. По факту неэффективного планирования и использования бюджетных средств, выраженному в превышении утвержденных натуральных норм, к административной ответственности привлечен директор Центра ресоциализации.
В целях устранения установленных нарушений и недостатков, Ревизионной комиссией выработаны поручения и рекомендации и направлены объектам аудита.