Итоги государственного аудита эффективности реализации мероприятий по посадке, содержанию и защите зеленых насаждений в городе Нур-Султан, а также эффективности использования бюджетных средств в рамках антикризисных мер для обеспечения экономической стабильности и режима чрезвычайного положения
24 декабря 2020 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан.
На заседании обсуждены итоги государственного аудита эффективности реализации мероприятий по посадке, содержанию и защите зеленых насаждений в городе Нур-Султан, а также эффективности использования бюджетных средств в рамках антикризисных мер для обеспечения экономической стабильности и режима чрезвычайного положения, по итогам которого отмечено, что деятельность Управления охраны окружающей среды и природопользования города Нур-Султан (далее – Управление) осуществляется с недостатками и нарушениями, в том числе системного характера.
Функция Управления по озеленению города сопровождается с системными нарушениями Правил содержания зеленых насаждений (утверждены Маслихатом г. Нур-Султан), так, развитие озелененных территорий осуществляется без разработки дендрологического плана; не ведется реестр зеленых насаждений.
Отсутствие вышеуказанных документов привели к неэффективному планированию бюджетных средств в части содержания зеленного пояса в сумме 2 898 612,5 тыс. тенге.
Не ведение реестра зеленых насаждений, а также отсутствие точной информации по количеству, видам, состоянию и другим характеристикам зеленых насаждений столицы привели к отклонениям в бухгалтерском учете при отражении операций, связанных с озеленением на 7 797 998,2 тыс. тенге.
Проведение мероприятий по озеленению города проводятся без соблюдения агротехнических приемов и недостаточных фитосанитарных обследований. Одним из следствий указанных недостатков явилось необеспечение эффективного использования государственных активов в виде многолетних зеленых насаждений на общую сумму 20 610,5 тыс.тенге.
В отдельных случаях несоблюдение агротехнических приемов допускается ТОО «Астана орманы», являющимся специализированной государственной организацией, ориентированной на уход и развитие территории «Зеленого пояса». При этом в настоящее время Управление не является органом управления данной организации и соответственно снижен уровень контроля над данной организацией со стороны Управления.
Значительная доля озеленения города выполняется в рамках компенсационных посадок, осуществляемых взамен снесенных зеленых насаждений. При этом не обеспечен необходимый уровень контроля за осуществлением компенсационных посадок и их планирования, в результате чего не произведена компенсационная посадка 9 708 ед. зеленых насаждений. Кроме того, посаженные деревья в общем количестве 41 642 ед., кустарники – 9 576 ед., а также живая изгородь – 12 155 п/м не прижились (высохли), при этом не произведена повторная посадка данных зеленых насаждений и соответствующий уход за ними в течение двух лет.
Установлен низкий уровень планирования бюджетных инвестиционных проектов, выражающийся в несвоевременной подготовке земельных участков, слабой проработке проектов в части подлежащих выполнению видов работ, используемых материалов, планировки, эскизных проектов. Вследствие этого Управлением допущено неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 30 794,4 тыс.тенге и неэффективное планирование бюджетных средств на общую сумму 176 562,4 тыс.тенге.
К примеру, при разработке проекта «Строительство парка в жилом массиве Коктал» проектировщиком по согласованию с Управлением были включены модульные туалеты в количестве 14 единиц на общую сумму 243 762,4 тыс.тенге, то есть с ценой за единицу по смете 17 411,6 тыс.тенге. Сравнительный анализ стоимости данных модульных туалетов показал, что примерные цены на туалетные модули с такими же характеристикам составляют от 1 700,0 тыс.тенге до 4 800,0 тыс.тенге.
В части реализации антикризисных мер для обеспечения экономической стабильности и режима чрезвычайного положения предусмотрено создание рабочих мест. По состоянию на 1 августа 2020 года фактическое количество созданных новых рабочих мест составило 426 ед. (план 863 ед.), в том числе трудоустроено через центр занятости населения – 138 ед. (план 432 ед.), самостоятельно трудоустроены – 288 ед. (план 431 ед.).
Итогам аудита установлены финансовые нарушении на общую сумму 7 911 144,9 тыс.тенге, из них подлежащие восстановлению 7 910 362,2 тыс.тенге (восстановлено в ходе аудита 7 855 391,6 тыс.тенге) и возмещению 782,7 тыс.тенге (возмещены в ходе аудита), сумма неэффективного планирования бюджетных средств 3 075 174,9 тыс.тенге, сумма неэффективного использования бюджетных средств 51 404,9 тыс.тенге, 22 системных и 93 процедурных нарушения.
Кроме того, по отдельным фактам материалы переданы в уполномоченные органы для возбуждения административного производства, по 1 факту в Прокуратуру города Нур-Султан для принятия процессуального решения.
В целях устранения установленных нарушений и недостатков, Ревизионной комиссией выработаны поручения и рекомендации и направлены объектам аудита.